Методика изучения индивидуальных особенностей решения задач

Цель работа. Изучение основных индивидуальных особенностей решения задач (быстроты решения, интеллектуальной активности, выражающейся в целенаправленном нахождении наиболее рациональных путей решения задачи (в противоположность методу "проб и ошибок", качества решения).

Материалы. Бланки для решения, протокол эксперимента. Квадраты для усвоения условий решения задачи

 

 

4

3

1

2

5

2

8

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

3

 

 

 

 

3

 

 

 

15

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

Сумма =39

 

 

 

 

4

2

1

3

5

3

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

Сумма =44

 

 

 

 

5

1

2

4

3

5

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

Сумма =42

 

 

 

 

Зачетные варианты:

 

 

2

4

1

3

5

2

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

Сумма =46

 

 

 

 

2

3

1

4

5

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

Сумма =46

 

 

 

 

4

2

1

3

5

4

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

Сумма =40

 

 

 

 

3

2

4

1

5

4

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

Сумма =48

 

 

 

Методика выполнения работы. Испытуемым выдаются бланки задач. Медленно зачитывается инструкция: "Перед вами квадрат, разделенный на 25 клеток. Каждый столбец (сверху) и каждая строка (слева) обозначена индексом от 1 до 5. В каждой из 25 клеток квадрата можно поставить число, равное произведению индексов строки и столбца. Например, для клетки в левом верхнем углу первого квадрата это произведение будет: 2х4=8. Необходимо подобрать в квадрате 5 клеток таким образом, чтобы сумма их произведений составила заданное число (в данном примере 39). Желательно, чтобы в каждой строке и в каждом столбце использовалась только 1 клетка. Но задача считается решенной и в том случае, когда в одном из столбцов или в одной из строк использованы не более 2-х клеток (например, средняя строка первого квадрата), однако 1 раз. Разрешаются любые исправления.

Предлагаемые суммы находятся в промежутке от 39 до 51. Инструкция зачитывается столько раз, сколько необходимо для полного усвоения всех условий задачи. В 2-х квадратах испытуемые решают задачу без учета времени, с целью твердо усвоить условия задачи и опробовать варианты, пути ее решения. Далее испытуемый предлагает решить задачи на 2-х квадратах с учетом времени. При этом дается следующая инструкция:

"Сейчас будут объявлены две суммы и включен секундомер. Запишите их под первыми двумя зачетными квадратами и сейчас же начинайте выполнять задание. Как только закончите решение задач на обоих квадратах, поднимите руку. Я объявляю время решения, а вы запишите его в протокол (в секундах). После этого вносить какие-либо исправления нельзя".

Затем задание повторяется: объявляется вторая пара чисел, и задачи решаются на оставшихся двух квадратах.

Решения проверяются самими испытуемыми. Кроме времени выполнения заданий учитывается число исправлений (зачеркивания и пробные, поисковые обозначения) и число ошибок (неверный подбор сумм, неправильно поставленные произведения, использование 2-х клеток более чем в одной строке или в одном столбце). Результаты вносятся в протоколы рядом с каждой парой зачетных квадратов.

Завершение работы. В сводный протокол вносятся среднее арифметическое каждого из двух решений и среднее арифметическое по группе испытуемых. Индивидуальные данные сравниваются с групповыми. Делаются заключения об индивидуальных особенностях решения задач. При этом учитывается, что: 1) время решения задач является показателем скорости протекания мыслительных процессов; 2) число исправлений служит показателем интеллектуальной активности. Чем меньше число исправлений, тем глубже анализ предлагаемых условий задачи и правильное построение в уме схемы предлагаемой совокупности действий. Большое число исправлений свидетельствует о том, что условия были недостаточно проанализированы, комбинаторное планирование осуществлялось слабо и, что задание выполнялось в основном путем "проб и ошибок"; 3) ошибки определяют качественную сторону интеллектуальной деятельности.

 


См. также

Тесты способностей

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru