Тест для диагностики когнитивного стиля "дифференциальность - интегральность"

В рамках диагностируемого когнитивного стиля (ДИ) оцениваются прежде всего стилевые особенности мышления, которые неразрывно связаны с особенностями восприятия и личности в целом.

Стилевые особенности мышления находятся в динамике и изменении (особенно они зависят от технологий обучения), но в то же время выступают как достаточно устойчивая характеристика индивидуальности на определенном этапе ее развития.

Когнитивный стиль, как достаточно устойчивая когнитивная стратегия, складывается в младшем школьном возрасте.

Мышление может быть исследовано как деятельность и как процесс. С точки зрения деятельностного подхода можно говорить об индивидуальном стиле мыслительной деятельности. Однако, с точки зрения субъективного подхода, необходимо вести речь о мышлении как процессе и соответственно о стилевых особенностях мышления.

Когнитивный стиль "ДИ" характеризует стилевые свойства интегральной индивидуальности субъекта на уровне потребности в адаптации к условиям этой деятельности, а на основе реализации потребности в гармонии с внешним и внутренним миром.

Основные параметры когнитивного стиля "дифференциальность-интегральность":

1) обобщенность "образа мира". Данный параметр отражает особенности индивидуального смыслового поля - той системы значений, с помощью которой человек отражает окружающий мир. Исследование механизмов когнитивных процессов в этом ракурсе осуществляется не по схеме "объект-объект", но по линии "объект-субъект". При этом возникающий субъективный "образ мира" в дальнейшем выступает как ориентировочная основа поведения индивида и его мыслительной деятельности индивида. В рассматриваемом контексте исследуются такие характеристики "образа мира" как его абстрактность-конкретность;

2) эмоциональная насыщенность когнитивных процессов;

3) активность, как свойство личности, и когнитивных процессов, в частности. Когнитивный стиль "ДИ" на полюсе "интегральность" характеризуется таким отношением к окружающему миру, при котором он предстает целостным и единым, что опосредуется более высоким уровнем абстрактности мышления.

Рассматриваемый стиль на полюсе "дифференциальность" репрезентируется конкретностью мышления, фрагментарностью восприятием действительности.

Стиль "ДИ" отражает не только специфику логического, но и образного мышления, характеризуя тенденцию к целостности или дифференцированности образных обобщений.

Тест для диагностики когнитивного стиля "ДИ" относится к категории проективных методик, главной особенностью которых является наличие неструктурированных задач, т.е. задач, допускающих разнообразие возможных ответов. Тест относится к категории интерпретативных, предлагающих истолкование какого-либо события, ситуации.

Тест состоит из 15 сюжетных картин, при предъявлении каждой из которых испытуемым надо ответить на вопрос: "Что изображено на картинке?".

Для испытуемых с интегральным когнитивным стилем характерна ориентация на целостное восприятие объекта познания, на понятийные абстракции наиболее высокого порядка, обобщенный "образ мира". Для дифференциального когнитивного стиля, напротив, присуща опора на использование понятий меньшей степени общности, конкретность и эмпиричность мышления, фрагментарность "образа мира".

Интегральный стиль респондента диагностируется, если он устойчиво (от 100 % до 70 % случаев, т.е. не менее 11 раз из 15) определяет предлагаемую ситуацию как целостную, выстраивая ее обобщенный образ. Известно, что выбор формы интерпретации есть активный, целенаправленный процесс, решение определенной познавательной задачи. В предлагаемом тесте испытуемый поставлен в ситуацию необходимости определения своего отношения к предъявляемому изображению за счет осуществления субъективного отбора и упорядочения информации при создании образа.

Интегральный стиль характеризуется тем, что создаваемый субъектом образ ситуации, с одной стороны, целостен и обобщен, а с другой стороны - более абстрактен, чем при дифференциальном стиле мышления.

В рамках интегрального стиля выделяются две стратегии: теоретическая и деятельностная. В соответствии с этим интегрально-теоретический стиль имеет место в том случае, если предъявляемая ситуация оценивается с помощью одного, как правило абстрактного понятия, которое символизирует смысл предъявленной ситуации.

Интегрально-деятельностный стиль диагностируется в том случае, если объект оценивается как единый целостный образ, при этом рассматривается в деятельности.

Дифференциальный стиль мышления имеет место в том случае, когда субъект устойчиво (от 100 % до 70 %, т.е. не менее чем 11 раз из 15 случаев) структурирует ситуацию посредством нескольких объектов или фрагментов ситуации. Используемые им для оценки ситуации понятия носят конкретный характер.

В свою очередь в рамках данного когнитивного стиля выявляется у субъектов 3 стратегии: теоретическая, деятельностная и эмоциональная. Дифференциально -теоретическим стиль диагностируется в том случае, если ситуация оценивается в статике и заканчивается ее дифференциацией на несколько объектов. ?

Дифференциально-деятельностный стиль характеризуется тем, что ситуация и объекты рассматриваются в динамике, в действии.

В рамках дифференциально-эмоционального стиля объекты не просто анализируются в динамике - ситуации придается эмоциональная насыщенность за счет введения какого-либо сюжета или же использования эмоционально окрашенных определений.

Необходимо отметить, что данный стиль может быть как деятельностно-активным (А+), так и деятельностно-пассивным (А-).

Выявление когнитивного стиля по критерию "ДИ" является непосредственно важным для практики обучения. Предпочитаемая субъектом учения стратегия переработки учебной информации должна определить то, как будет подаваться материал: от общего к частному, в более формализованном виде (для интегрально-теоретического стиля); в рамках более частой смены деятельности и через использование методов, стимулирующих собственную активность школьника, использование различных видов игровой деятельности (интегрально-деятельностный стиль); от частного - к общему, от конкретного к абстрактному, от фрагментов - к целому, от элементов - к системе через многократную отработку конкретных примеров и образцов к самостоятельному выведению общего, через максимальное согласование учебного материала с собственным социокультурным опытом учащегося (дифференциально - деятельностный стиль); посредством придания заданиям и задачам сюжетной формы с устойчивой эмоциональной насыщенностью (дифференциально-эмоциональный стиль).

 


См. также

Разные тесты Тесты способностей

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru