Направленность методики . Данная методика предназначена для диагностики такой важной характеристики внимания как произ- вольность. По сути, произвольность является интегральной характе- ристикой всего процесса внимания, всех его характеристик: объема, распределения, концентрации, устойчивости, переключаемости и дру- гих. Произвольность внимания - это способность к использованию всех возможностей внимания в нужный момент. Данная методика яв- ляется очень удобной для первичного ознакомления с особенностями психических процессов испытуемого, для прогнозирования успешности профессиональной деятельности в тех областях, где высокие требо- вания предъявляются не к отдельным характеристикам внимания, а ко всем. Также к достоинствам этой методики можно отнести ее чрезвы- чайную компактность, оперативность, что позволяет использовать ее при экспресс-диагностике. Описание методики . Испытуемому дается следующая инструкция: "Сейчас перед вами появится две таблицы, в одной из них располо- жено 25 чисел, а другая таблица пустая. Вам надо найти в первой таблице самое маленькое число и занести его во вторую таблицу. Потом ищете самое маленькое число из оставшихся, тоже заносите его во вторую таблицу и т.д. Ни в коем случае нельзя пропускать числа и делать какие-либо пометки в первой таблице. Время на вы- полнение задания вам отводится одна минута. Во вторую таблицу вы заносите числа построчно. Вы все поняли?". Необходимо удостове- риться, что испытуемый действительно хорошо понял инструкцию, и только после этого проводить тестирование. При обработке фикси- руется количество безошибочно расположенных чисел. В том случае, если испытуемый совершил ошибку в первых пяти числах - ему пред- лагается повторить задание на другом варианте, при этом сообщает- ся инструкция: "Вы в самом начале допустили ошибку. Пожалуйста, сосредоточьтесь и повторите задание с другой таблицей." При этом учитываются результаты только по итогам второй попытки. Нормой является 20-25 безошибочно расположенных чисел.