Психоанализ - Совокупность способов выявления в психотерапевтических целях особенностей переживаний и действий человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами; направление в психологии и психотерапии, созданное З. Фрейдом и его последователями.
Понятие, пришедшее из психоанализа, обозначает чрезмерную эмоциональную зависимость индивида от других людей. У индивида появляется ощущение, что его мысли, чувства, побуждения возникают синхронно с появлению таких же состояний у людей, с которыми индивид находится в "анаклитической" связи.
Второй этап в генетической концепции З. Фрейда, характеризующийся тем, что доминирующими становятся эрогенные зоны заднего прохода и удовольствие начинает приносить контроль за деятельностью кишечника. Проходит со второго по третий год жизни.
Личностная особенность в генетической концепции З. Фрейда. Тип личности, которая в своем развитии зафиксировалось на анальной стадии психосексуального развития. Выделяются следующие виды: анально-удерживающий тип (характеризуется скупостью, упрямством, запасливостью); анально-агрессивный тип (характеризуется враждебностью, беспорядочностью, жестокостью).
Понятие теории З. Фрейда. Одна из двух основ жизнедеятельности человека (вторая - влечение к смерти). Представляет собой форму мотивации, направленной на сохранение, поддержание жизни. Проявляется прежде всего в сексуальных влечениях и стремлении к самосохранению.
Понятие теории З. Фрейда. Одна из двух основ жизнедеятельности человека (вторая - влечение к жизни). Стремление к разрушению и саморазрушению. Представлено прежде всего агрессией.
Уже в ранних работах Фрейда содержатся его основные философские идеи, осуществляется выход за пределы специальных проблем психотерапии и медицинской психологии.
Четвертый, заключительный этап формирования индивида в генетической концепции З. Фрейда, характеризующийся тем, что на этом этапе формируются зрелые гетеросексуальные отношения. Достигается в подростковом возрасте.
Психоаналитическое понятие, выражающее степень доступности сознанию внешних по отношению к нему воздействий. "Внутренние границы Я" разделяют сознание и бессознательное, препятствуя прорыву в сознание угрожающих элементов бессознательного.
Вариант психоанализа, разработанный А. Фрейд, М. Малером, П. Нойбауэром. Требует учета возрастных особенностей клиента, терапевтического союза как с пациентом, так и с его родителями, постоянного обмен информацией между родителями и психоаналитиком.
Одна из разновидностей "сопротивлений" или "потерь функции ego", проявляющаяся в уходе в мысли и фантазии, не связанные ни с внешней (реальной) необходимостью, ни с внутренними (субъективными) потребностями.
Психоаналитическое понятие, обозначающее включение через идентификацию в структуру Я элементов внешнего мира для перенесения на них эмоциональных переживаний.
Понятие психоанализа - разновидность невроза, основным симптомом которого является фобия; по структуре сходна с конверсионной истерией, но внутренний конфликт не переносится на сферу телесного, а остается в сознании в виде страха.
Своеобразие К. Хорни проявилось в том, что основным побудительным мотивом она считала стремление к безопасности, постоянно рождающееся из состояния боязни и страха индивида.
По мысли Юнга, бессознательное вовсе не является темным океаном пороков и плотских влечений, вытесненным из сознания в процессе исторического развития человека; скорее, это - вместилище утраченных воспоминаний, а также аппарат интуитивного восприятия, значительно превосходящий возможности сознательного мышления.
Одним из основных принципов психоанализа является понимание всей психологической продукции, которую дает больной, не с бытовой, обыденной, прямолинейной точки зрения, а с точки зрения тех глубинных, бессознательных процессов, которые эти поверхностные факты и явления выражают.
Фрейд находит первоисток всех проявлений человеческой души во влечениях, залегающих в бессознательном, в глубинах психики - отсюда название "глубинная психология", закрепившееся за психоанализом.
Форма психоанализа, характеризующаяся ориентацией только на локальные темы, актуальность которых была определена на стадии предварительной психодиагностики, собеседования.
В теоретическом плане классический психоанализ представляет собой фрейдизм, в некоторых вопросах уточненный и реформированный в 30-50-е гг. А. Фрейд, Х. Хартманном, Д. Рапапортом и др.
"Запреты", которые, как считал Фрейд, вытесняют сексуальное влечение в сферу бессознательного и порождают неврозы, были, в сущности, ни чем иным, как социальными нормами нравственности и права, возникшими на заре человеческой истории.
Анализ человеческого поведения стал для Фрейда одним из важнейших аспектов осмысления динамики психической деятельности и "логики" бессознательных конфликтов, драматически разыгрывающихся в глубинах личности.
Амбивалентные чувства к животному являются ни чем иным, как бессознательным замещением в психике ребенка тех скрытых амбивалентных чувств, которые ребенок описывает к родителям в рамках описанного Эдипова комплекса.
Вариант наркоанализа, характеризующийся тем, что после выяснения событий жизни и ответных переживаний пациента, находящегося в состоянии легкой наркотизации, начинается традиционный психоанализ.
Психоаналитическая концепция, появившаяся как часть типологической конструкции, созданной на основании интерпретации особенностей характера либо как результат фазового развития, либо как аналог определенных симптомов. Таким образом, первое включает оральный или анальный характер, второе - истерический или навязчивый характер. Согласно этой концепции, проявления данной формы невроза занимают промежуточное положение между нормальными особенностями характера и невротическими симптомами (Джонс, 1938).
Ряд психологических направлений, разрабатывающих классический психоанализ. Авторы: Г. Салливанен, К. Хорни, Ш. Радо, Ф. Александер, Б.А. Митчерлих, Э. Фромм, Г. Маркузе, Х. Шультц-Хенке.
Направление в психологии, психиатрии, социологии и философии, получившее распространение преимущественно в США. Основными представителями неофрейдизма являются Г. Салливан, К. Хорни и Э. Фромм.
(Es, Id) понятие психоаналитической теории личности З. Фрейда, аспекты личности, содержание которых является бессознательным и врожденным, закрепленным в конституции человека, характеризующийся чувственностью, алогичностью, свободой от социальных запретов и ограничений.
Первый этап развития личности в генетической концепции З. Фрейда, характеризующийся тем, что на этом этапе доминируют эрогенные зоны оболочки рта и губ, которые выступают основным источником положительных переживаний. Считается, что проходит в первый год жизни.
Понятие генетической концепции З. Фрейда, обозначающее тип личности, характеризующийся фиксацией на оральной стадии психосексуального развития. Виды: орально-пассивный тип (характеризуется пассивностью, зависимостью, доверчивостью); орально-садистический тип (характеризуется негативизмом, стремлением эксплуатировать других, саркастичностью).
В результате творческой эволюции З. Фрейд рассматривает организацию психической жизни в виде модели, имеющей своими компонентами различные психические инстанции, обозначенные терминами: Оно (ид) , Я (эго) и сверх-Я (супер-эго).
Психоаналитическое понятие, обозначающее снятие эмоционального напряжения, которое достигается за счет проигрывания в специально организованных условиях ситуаций, приведших к негативному эмоциональному переживанию.
Коллективное бессознательное есть часть психики, которая отрицательным образом может быть отличена от личностного бессознательного тем фактом, что в отличие от последнего оно не обязано своим существованием личному опыту и не является персональным приобретением.
Психоаналитическое понятие, введенное А. Адлером для объяснения агрессивного поведения. В качестве основы п. в а. выступает стремление к власти, которое, в свою очередь, обусловлено побуждением к преодолению чувства неполноценности.
Онтологизация человеческого бытия вовсе не означает, что, вынося внешний мир за скобки психоаналитического исследования, Фрейд тем самым никак не соотносит его с жизнедеятельностью человека.
Фрейд пытался с психоаналитической точки зрения объяснить религиозные верования, обряды, обосновать роль религии в развитии общечеловеческой культуры и жизнедеятельности человека.
Психоанализ является научным методом, требующим известных технических приёмов; благодаря его техническим результатам развилась новая отрасль науки, которую Юнг назвал «аналитической психологией».
В основе философских построений франкфуртцев, наряду с идеями Гегеля, Ницше и других мыслителей, лежит психоаналитическое учение Фрейда о человеке и культуре.
Истоки искусства усматриваются Фрейдом в фантазии, при помощи которой сыновья, отказавшиеся от своих намерений стать заместителями отца в реальной жизни, ставят себя на его место в воображении, пытаясь таким образом удовлетворить свои бессознательные влечения.
В рамках психоанализа любое общество имеет два варианта развития, в зависимости от репрессивного (подавляющего) отношения общественной морали к сексуальности индивида, или пермиссивного (разрешающего) отношения.
Термин, использовавшийся Фрейдом в ранний период формулирования психоаналитической теории, для обозначения невротических расстройств (конверсионная истерия, обсессивно-компульсивный невроз), которые, как предполагают, вызываются травмирующими событиями, перенесенными в детском возрасте, в отличие от "действительных" неврозов (неврастения, невроз тревожности), при которых клинические симптомы рассматривались как прямой продукт жесткого либидо. Это положение впоследствии утратило свое значение в психоаналитическом мышлении, и термин стал простым синонимом "невроза".
В психике человека Фрейд сначала выделял две относительно автономные, но постоянно взаимодействующие между собой структуры бессознательного "оно" и сознательного "Я", а затем добавил к ним "сверх Я" или "супер-эго"(см. сноски на последней странице) , которое внедряется в "Я", но без специального анализа не осознается им.
Под психотерапией понимается психическое воздействие (словом, поступками, обстановкой) на больного с лечебной целью. Но психику нельзя лечить, не рассматривая её в целом, не дойдя до её последних и глубочайших оснований так же, как нельзя лечить больное тело, не учитывая целостности его функций.
Появление религии Фрейд рассматривает так: человек слаб, и чтобы выжить, он должен отказаться от многого. Человек должен войти в сообщество, которое в результате своего развития налагает запреты на его желания.
Люди обладают двумя распространенными свойствами, ответственными за то, что институт культуры может поддерживаться лишь в известной мере насилием, а именно, люди, во-первых, не имеют спонтанной любви к труду и, во-вторых, доводы разума бессильны против их страстей.
Понятие психоаналитической теории З. Фрейда, обозначающее аспекты личности, содержание которых образовано интериоризацией системы социальных (моральных) норм на основе поощрения или наказания родителями.
Желания, основывающиеся на инстинктивных влечениях, находятся в
бессознательном и существуют независимо друг от друга, процессы в бессознательном существуют вне времени, бессознательному не свойственны отрицание и сомнение...
Сложный феномен совести состоит из двух уровней. Один из них, образующий основание, содержит в себе психическое явление, а другой - своего рода надстройка содержит утверждающее или отрицающее суждение субъекта.
Господствующее над психикой бессознательное задерживается в глубинах психики «цензурой» - психической инстанцией, образованной под влиянием системы общественных запретов - табу.
Структура личности в законченном виде представлена Фрейдом в работах "По ту сторону принципа удовольствия" (1920) ; "Массовая психология анализ человеческого "Я" (1921) ; "Я" и "Оно" (1923).
Фрейд как психопатолог, изучая характер и причины возникновения неврозов, оказался перед необходимостью исследования природы психического, в том числе тех структур психики, которые не вписывались в собственно "сознательное" в человеке.
Перенос пациентом на терапевта своих чувств, которые он испытывал в раннем детстве по отношению к значимым другим, например родителям. Выделяется позитивный и негативный перенос.
Психоаналитическая концепция, введенная Фрейдом для описания формы истерии, в которой тревога проявляется как фобическое состояние. Этот термин применяется также для состояний, характеризующихся сочетанием тревоги и конверсивных симптомов.
Психоаналитическая процедура, направленная на образование квалифицированных психоаналитических кадров, консультирование своего преподавателя в качестве пациента. Включает в себя порядка трех сотен сеансов психоанализа.
Травмирующие события, бессознательная сексуальная любовь родителей к их детям, единственный ребенок страдает сильнее, отсутствие одного из родителей, споры родителей относительно ребенка, семейная мораль, социальный статус родителей.
Третий этап психоаналитической концепции личностного развития, характеризующийся тем, что на этом этапе доминируют эрогенные зоны половых органов и они выступают основным источником положительных переживаний. Проходит с четвертого по шестой год жизни.
Тип личности (по Фрейду), характеризующийся фиксацией на фаллической стадии психосексуального развития: дерзость, гипертрофированная гордость, соперничество с другими, эксгибиционизм.
Теоретики психоаналитической ориентации долгое время рассматривали Фрейда как ученого, впервые открывшего сферу бессознательного и, тем самым, совершившего переворот а науке. Подобные представления являются распространенными, но весьма далекими от истинного положения дел.
Считая, что с помощью психоаналитического исследования отдельного человека можно осветить многие загадки истории человечества, Фрейд использовал психоанализ для конструирования своей собственной философии истории.
Ни одно психологическое направление не приобрело столь широкую известность за пределами этой науки, как фрейдизм. Это объясняется влиянием его идей на искусство, литературу, медицину, антропологию и другие отрасли науки, связанные с человеком.
К числу наиболее известных представителей неофрейдизма относятся Карен Хорни (1885-1953) , Эрих Фромм (1900-1980) , В. Райх (1897-1957) , Г. Маркузе (1898-1979) и др.
Форма короткого психоанализа, направленный в первую очередь на работу со свободными ассоциациями и эффектом переноса. В противоположность классическому психоанализу является достаточно коротким по времени проведения и ориентированным лишь на актуальные проблемы.
Психическая функция и инстанция в психоаналитической теории З. Фрейда, которая осуществляет фильтрацию содержания бессознательного, которое стремится проникнуть в сознание.
Комплекс детских переживаний, состоящий из влечения мальчика к матери с ревностью и недоброжелательством по отношению к отцу, развивающимся в этой связи.
Направление психотерапии (Ж.П. Сартр), основанное на постулате, что для человека особой ценностью является его собственный выбор. Заключается в анализе основных жизненных выборов человека и согласовании их с реальностью. Происходит объяснение конкретных форм такой реализации.
Психолог, философ, социолог, один из основоположников неофрейдизма. Вместе с М. Хоркхаймером, Т. Адорно и Г. Маркузе стал создателем Франкфуртской школы.
Понятие психоаналитической теории З. Фрейда, обозначающее аспекты личности, содержание которых образовано актуальными процессами восприятия, мышления, научения, необходимыми для эффективной адаптации к социальному миру. Выступает посредником между Сверх-Я (Super-Ego) и Оно (Id) и подчиняется принципу реальности.