Психокоррекционными группами
называют небольшие временные
объединения людей, обычно имеющие
назначенного руководителя, общую
цель межличностного исследования,
личностного научения, роста и
самораскрытия (Barrett-Lennard, 1975). Однако
многие ученые вкладывают разный
психологический смысл в
определение психокоррекционной
группы. Многие утверждают, что
Психокоррекционная группа - это
неструктурированное
взаимодействие "здесь и
теперь", при котором участники
изучают происходящие с ними
процессы межличностного
взаимодействия в данный момент и в
данном месте. Это определение
является довольно общим, но
отдельные группы, о которых я буду
говорить, более структурированы
(например, группы тренинга умений),
другие же сочетают принцип
"здесь и теперь" с прошлым
опытом (например, психодрама). Лэкин
(Lakin, 1972) выделил шесть процессов,
являющихся, по его мнению, общими
для психокоррек-ционных групп: 1)
облегчение выражения эмоций; 2)
порождение ощущения
принадлежности к группе; 3)
обязательность самораскрытия; 4)
опробование новых видов поведения;
5) санкционированное групповое
осуществление межличностных
сравнений и б) разделение с
назначенным лидером
ответственности за руководство
группой. Эти процессы в основном
применимы и в нашем контексте,
возможно, за исключением
последнего: некоторые
психокоррекционные группы
сохраняют сильного руководителя,
не разделяющего своих руководящих
функций с членами группы.
Психокоррекционная группа будет
нами рассматриваться как широкое
понятие, охватывающее виды групп,
популярные сегодня, и группы,
исследовавшиеся такими учеными,
как Фрейд, Райх, Морено, Байон и
Левин.
Среди психокоррекционных групп
могут быть выделены группы
организационного развития, или
решения проблем; группы подготовки
руководителей и обучения
межличностным умениям; группы
личностного роста; терапевтические
группы (Cohen & Smith, 1976). На практике
цели и задачи этих четырех типов
групп перекрещиваются: например,
многие учебные группы по своему
действию являются также
терапевтическими. Диапазон групп
каждого типа широк: от
ориентированных на информацию или
на задачу до ориентированных на
личность или понимание; от
центрированных на руководителе до
центрированных на участнике; от
рациональных до аффективно
спонтанных; от жестко
структурированных до
неструктурированных; от
кратковременных до существующих
длительное время; от объединяющих
здоровых людей до состоящих из
больных, проявляющих неадекватные
эмоциональные реакции.
Двумя наиболее существенными параметрами всех групп являются степень осуществления руководителем ведущей РОЛИ в структурировании и функционировании группы и степень эмоциональной стимуляции в противоположность рациональному мышлению. Заметим, что есть значительные различия в применении разными руководителями основных понятий и методов подхода. В частности, Т-группы могут иметь или рациональную, или аффективную ориентацию - в зависимости от конкретной задачи или темы. Группы встреч могут быть центрированными на руководителе или участнике, что зависит от руководителя.