Наука об обществе.
Социология изучает общество с самых разных точек зрения:
- На какие подсистемы распадается общество?
- По каким закономерностям общество функционирует?
- Почему и как развивается, меняется общество?
- Какие процессы происходят в обществе?
- Какие в обществе существуют социальные институты?
- Какие социальные группы и почему существуют в обществе?
- Какие отношения существуют в обществе (между отдельными индивидами, между индивидами и социальными группами, между социальными группами)?
- Каково отношение представителей разных социальных групп к происходящим в обществе процессам?
- Каковы политические пристрастия представителей разных социальных групп и почему?
- Каково влияние СМИ на социальное поведение и мнения людей?
- и другие вопросы.
Как академическая наука, социология находит самые общие закономерности социального поведения людей. Как практическая наука, социология позволяет прогнозировать социальные явления и управлять ими. С социологией тесно связаны другие науки о человеке:
- психология (особенно социальная и политическая),
- политология,
- культурология,
- антропология,
- лингвистика и др.
Социология наиболее известна своими прикладными исследованиями, которые проходят в форме опросов. Каждый день, можно сказать, в лентах новостей появляются сообщения о том, что в ходе социологического исследования выявлено, например, что рейтинг доверия к такому-то политику вырос или упал, столько-то процентов населения поддерживают или наоборот отрицают такую-то идею или социальный процесс. Простое наблюдение показывает, что чаще всего исследователей интересует именно отношение респондентов. На втором месте, возможно, по популярности стоят знания респондентов: знают ли они такого-то политика, слышали ли они вообще о каком-то бренде и т.д. Также очень популярны исследования поведения респондентов: имели ли они такой-то опыт (например, покупки или просмотра телепередачи), собираются ли они что-то делать (съездить за границу, пойти на выборы и т.д.).
В любом социологическом исследовании собираемые данные (вопросы) делятся на два вида:
- базовые (пол, возраст, образование, доход, социальный статус),
- специальные (то, ради чего и проводится исследование).
Как показано в многочисленных исследованиях, от базовых характеристик личности очень сильно зависят специальные данные. То есть принадлежность к тому или иному полу, возрастной группе и т.д. накладывает очень сильный отпечаток на мнения и суждения респондента. Из этого следует, как минимум, два вывода. Во-первых, при проведении социологических опросов надо более-менее равномерно опрашивать людей разного пола, возраста и т.д. Желательно даже, чтобы представленность эта была пропорциональной. То есть если во всем социуме или какой-то его части (генеральной совокупности), например, наблюдается 48% мужчин, значит и в исследовании их должно быть столько же. Во-вторых, результаты любого социологического исследования интересно рассмотреть в разрезе базовых данных, потому что это уже многое объяснит.
Типичное социологическое исследование включает в себя четыре шага:
- постановка задачи, выработка общей концепции исследования,
- разработка инструмента (опросного листа),
- проведение опроса среди людей,
- анализ полученных данных.
Тем не менее ошибочно было бы считать социологию лишь «наукой о социологических исследованиях». Изначально это была чисто академическая дисциплина, отпочковавшаяся от философии (как и психология). Считается, что социология обязана своим возникновением О. Конту, который ввел в науку новый термин в 1838 году в 47-й лекции «Курса позитивной философии». Он считал, что социология это наука, которая должна заниматься наблюдением, опытом и сравнением (как и другие «позитивные» науки).
Современная социология не обладает целостностью, в ней очень много разных научных школ. Этот разнобой объясняется во многом тем, что социология вынуждена опираться на психологию - чтобы иметь более-менее рабочую модель человека, его поведения. Психология же тоже наука весьма рыхлая, в ней «школизм» тоже развит очень сильно.
Поэтому социологию принято считать все же больше прикладной наукой. Именно в прикладных вопросах она добилась значительных успехов. Недаром в ней выделяется так много отраслей:
- военная социология,
- гендерная социология,
- социология девиантного поведения,
- социология детства,
- социология знания,
- социология коммуникаций,
- социология культуры,
- социология медицины,
- социология молодежи,
- социология науки,
- социология научного знания,
- социология образования,
- социология организаций,
- социология политики,
- социология права,
- социология публичной сферы,
- социология рекламы,
- социология религии,
- социология семьи,
- социология труда,
- социология управления,
- социология эмоций,
- фискальная социология,
- экономическая социология,
- экосоциология,
- этносоциология и др.