Разумеется, если взять двух случайных людей, между ними найдется очень много сходства, общего. Может быть, общего даже больше, чем разного. Оба - люди, оба знают русский язык и немного английский, оба учились в школе, оба читали рассказы Носова, оба любят вкусно поесть, оба иногда врут и т.д. Однако наличие общих черт само по себе не делает общение возможным. Облегчает общение, это так. Но делает возможным общение наличие общих проблем.
Здесь под проблемами подразумевается самый широкий круг задач и потребностей человека, сознательных и бессознательных, рациональных и эмоциональных. Часто люди общаются только потому, что им хочется выговориться, поболтать. Есть у человека такая потребность - поболтать иногда, снять напряжение в соответствующих нервных центрах. В данном случае общая проблема - потребность поболтать. Может быть какая-то интеллектуальная задача, вопрос. Примеры такого рода общих проблем: "Что будет с курсом рубля?", "Какая к вечеру будет погода?", "Что делать, если пожухла ботва у помидоров?" Общей проблемой может быть сексуальное напряжение, которое можно снять, наладив отношения. Это может быть какая-то общая эмоция, например обида на общего знакомого.
Не всегда проблемы двух общающихся людей симметричны. Одному, например, просто хочется снять потребность в болтовне, другому же хочется узнать политические взгляды собеседника. Проблемы, действительно, могут быть разными, но для решения их нужен партнер. То есть один общающийся проявляет заинтересованность в другом общающемся.
Также следует отметить, что общих проблем может быть больше одной.
Очень часто бывает так, что человек не может сказать, какую именно проблему он решает своим общением. Например, ему может казаться, что общение это всего лишь дань традициям, уважению, социальному этикету. Пришли в гости какие-то люди - им надо сказать приветственные слова. Встретил друга, с которым долго не общался, - надо обязательно спросить о том, как идут дела, если даже это и не интересно. Однако за всеми этими традициями, этикетом все равно стоят потребности, проблемы.
Одна из возможных причин может заключаться в том, что вы на самом деле обладаете отталкивающей личностью: у вас неприятный внешний вид, противный голос, дурные манеры. Но другая возможная причина кроется в социальных играх. И вы, и ваш собеседник втянуты в сложную паутину человеческих взаимоотношений. И разобраться в этой паутине очень сложно, почти невозможно.
Дело в том, что человеческие отношения являются своеобразной валютой. Эту валюту можно копить, покупать, терять, находить, обменивать и даже красть. Только специфика этой валюты заключается в том, что отношения могут иметь переменную и даже отрицательную ценность. Предположим, вы давно дружите с человеком по имени Андрей. Случайно вы познакомились и подружились с человеком по имени Борис. Потом оказалось, что Борис является старым и злейшим врагом Андрея. И тогда первоначальные отношения (связь с Андреем) обесценилась или, что тоже может быть, приобрела негативный характер.
Именно поэтому люди довольно осторожно приобретают новых друзей. Хотя, казалось бы, новый друг автоматически должен увеличивать социальные капиталы. Но это не так. Представьте, что каждая новая купюра, добавляемая в бумажник, может резко обесценить уже имеющиеся там купюры. Вы бы тогда тоже очень осторожно добавляли деньги к деньгам.
И именно поэтому в некоторых ситуациях люди так охотно обретают себе врагов. Если этот человек уже враждует с твоими друзьями, то вражда с ним только укрепит ваши старые дружеские отношения.
Выстраивание социальных отношений происходит не только на основе дипломатических игр. Еще очень важны статусные игры. Статус человека - некоторая его позиция на субъективной шкале другого человека. Отчасти статус определяется количеством и качеством социальных связей: одинокий бездомный человек имеет минимальный социальный статус, глава государства имеет максимальный социальный статус. Статус обычно включает и уровень материального благополучия (богатство), и некоторые личные качества (например слава красавицы, силача или умницы).
Общая особенность всех статусных игр - люди не хотят дружить с обладателями низкого статуса. А если судьба случайно столкнула их с обладателями очень высокого статуса, эти мимолетные отношения очень долго потом вспоминаются и рассказываются другим. У многих высокоразвитых животных наблюдаются статусные игры. И человек здесь не исключение - его статусные игры подкрепляются инстинктами, эмоциями.
Другое проявление статусных игр - выяснение отношений в духе "Кто круче?" Не в каждой ситуации общения, но очень часто общающиеся устраивают соревнование между собой: кто богаче, кто сильнее, кто красивее, кто умнее, у кого должность выше. Победа в таком мини-турнире дает обладателю не только удовлетворение (часто имеющее и инстинктивный смысл), но и право больше требовать.
Люди лишены возможности телепатически обмениваться информацией (из мозга непосредственно в мозг). По крайней мере, обратное не доказано. Поэтому общение происходит при задействовании тех или иных технических средств:
- устной речи (голосовой аппарат - звуковые волны - ухо),
- письменной речи (рука - бумага - глаз),
- визуальных знаков (жесты - световые волны - глаз),
- компьютерных технологий (рука - клавиатура - электрические сигналы - монитор - глаз) и др.
Для человека самым "родным", близким способом общения является устная речь. С помощью нее мы общаемся без особого усилия. Техническая организация этого способа, на самом деле, очень сложная. Но эти сложности нашего сознания почти не касаются. Наше внимание сосредоточено на том, чтобы донести те или иные мысли. А все остальное происходит бессознательно. Даже языковые нормы мы и то используем обычно бессознательно. Только в сложных случаях мы фиксируем на них свое внимание.
При любом способе организации общения важны технические стороны общения. Речь должна быть достаточно громкой, но не оглушающей. Почерк должен быть разборчивым. Жесты не должны быть истолкованы неверно. Адрес электронной почты должен быть указан верно. И так далее.
Кстати говоря, важно не только техническое качество, но и некоторое эстетическое оформление. Основная задача эстетики сообщения - привлечение внимания.
Некоторые люди недооценивают важность языковых норм. Им кажется, что языковые нормы это еще одна никому не нужная этическая ценность. На самом деле языковые нормы это стандарт, обеспечивающий взаимопонимание и сплачивание, а сленг разъединяет людей.
Многие люди недооценивают эту внутреннюю логику общения. Некоторые люди видят эту скрытую логику лишь на формальном уровне: что именно говорящие хотят сказать, то они и говорят. Некоторые слишком переоценивают эмоциональный компонент. Им кажется, что общение это столкновение непредсказуемых эмоций. Поскольку они недооценивают внутреннюю логику общения, поэтому и не стремятся вообще регулировать свое общение.
Чтобы понять внутреннюю логику общения, научиться ею управлять, достаточно научиться выделять ключевые элементы беседы. При планировании беседы желательно выстраивать эти ключевые моменты в идеальную последовательность.
Иногда, разумеется, можно и нужно перебивать инициативу собеседника своей. Но постоянный "выезд на встречную полосу" ни к чему хорошему не приведет.