Чувства различаются по модальности, по интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, генетическому происхождению, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, воздействию на организм, формы своего развития, по уровням проявления в строении психического ()gвысшие-низшие), по психическим процессам, с которыми они связаны, по потребностям, по предметному содержанию и направленности, по особенностям их выражения, нервному субстрату.
Существующие классификационные схемы различаются соотношением своей теоретической и эмпирической обоснованности.
Наиболее распространенная классификация чувств выделяет отдельные их подвиды по видам деятельности, в которых они проявляются. Особую группу составляют высшие чувства, в которых заключено все богатство эмоциональных отношений человека к социальной действительности. К области нравственных чувств относится все то, что определяет отношение человека к социальным учреждениям, к государству, к определенному классу, к другим людям, к самому себе.
Познавательная деятельность порождает у человека познавательные или интеллектуальные чувства. Их предметом является как сам процесс приобретения знаний, так и его результат; вершиной интеллектуальных чувств является обобщенное чувство любви к истине. Среди высших чувств важное место занимают практические чувства, связанные с деятельностью: трудом, учением, спортом. К высшим чувствам относятся также эстетические чувства, предполагающие осознанную или неосознанную способность при восприятии явлений окружающей действительности руководствоваться понятиями прекрасного. Интеллектуальные, практические, эстетические чувства возникают в единстве с нравственными чувствами и обогащаются в связи с ними.
По степени обобщенности предметного содержания чувства подразделяются на:
- конкретные (например, чувство к ребенку, произведению искусства),
- обобщенные (чувства к детям вообще, к музыке),
- абстрактные (чувство справедливости, трагического).
Примером эмпирической классификации может служит различение десяти "фундаментальных" эмоций, выделенных на основе комплексного критерия, охватывающего их нервный субстрат, экспрессию и субъективное качество (К. Изард). К ним относят следующие:
- интерес,
- волнение,
- радость,
- удивление,
- горе-страдание,
- гнев,
- отвращение,
- презрение,
- страх,
- стыд,
- вина.
Эмоции (следовательно и чувства) можно классифицировать в зависимости от субъективной ценности возникаемых переживаний. Б. И. Додоновым выделены следующие виды подобных "ценностных" эмоций:
- альтруистические (связанные с бескорыстной помощью другим людям),
- коммуникативные (вызванные потребностью в общении),
- глорические (связанные с желанием прославиться),
- праксические (вызываются ситуациями конкретной практической деятельности),
- пугнические (переживание "острых ощущений"),
- романтические (связанные с "амурными" делами),
- гностические (вызванные познанием, расширением кругозора),
- эстетические (восприятие красивого),
- гедонистические (связанные с удовлетворением физиологических потребностей),
- аквизитивные (переживания, связанные с приобретением тех или иных товаров, услуг).
Отсутствие исчерпывающей классификации чувств объясняется большим их разнообразием, а также их исторической изменчивостью.