Изучение представлений

   Представление как психический процесс занимает особое место среди других познавательных процессов. Л. М. Веккер - известный теоретик в области психических процессов - предлагал считать представления вторичными образами. Экспериментально-психологическое исследование этих самых вторичных образов, вопреки его теоретической и прикладной актуальности, несоизмеримо отстаёт от изучения первичных, сенсорно-перцептивных образов.

Разные теоретические школы позволяют по-разному интерпретировать тот или иной фактический материал в области представлений. Мало такого эмпирического материала, который признавался бы всеми исследователями. Имеющиеся данные чрезвычайно фрагментарны и разрозненны.

Исследования представлений являются актуальной и вместе с тем так и не решённой полностью проблемой. Есть такие, например, темы, к которым в экспериментальной психологии так и не было подобрано своего ключика: скажем, проблема исследование процессов формирования представлений человека о самом себе.

Представления это такой психический познавательный процесс, который является опосредующим звеном между первосигнальными психическими процессами, организованными в форму образов различных видов, и второсигнальными мыслительными (речемыслительными) психическими процессами. Последние составляют уже сугубо человеческий уровень отражения психической информации.

У представлений выделяют такую характеристику, как обобщённость, которая является "сквозным" параметром всех психических процессов. Исследование обобщённости представлений привело к вопросу о необходимости взаимосвязи восприятия и памяти. Обобщённость образа выражает отнесённость отображаемого в нём объекта к определённому классу, а класс при этом не может быть содержанием актуального, т, е. в данный момент совершающегося отражения.

Поэтому обязательным посредствующим звеном выступает включённость апперцепции, т. е. образов, сформированных в прошлом опыте и воплощённых в тех извлекаемых из памяти эталонах, с которыми сличается каждый актуальный перцепт. Такие эталоны и есть представления, аккумулирующие в себе признаки различных единичных образов. На основе этих признаков строится "портрет класса объектов". Тем самым обеспечивается возможность перехода от перцептивно-образного к понятийно-логическому отображению структуры класса предметов, однородных по какой-либо совокупности своих признаков.

Представление может рассматриваться как звено между восприятием и памятью. Вторичные образы (представления) соединяют восприятие с мышлением. Однако эта связка мало исследуется психологами-экспериментаторами. Причины:

- в экспериментах нельзя "пощупать" наличный, непосредственный объект-раздражитель представления,

- представление очень "летучая", то есть неустойчивая структура,

- сложности с описанием основных эмпирических характеристик представлений,

- сложности с формулировкой гипотез, описывающих предполагаемые закономерности.

Литература

Веккер Л. М. Психические процессы: В 3-х тт. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.

 


См. также

Представление

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru