Проблеме общественного диктата посвящены многие и многие исследования по политологии, психоанализ пытается помочь тем людям, которые подсознательно страдают от влияния и подавления со стороны других людей. Финансовый диктат не менее, а, может быть, и более сложен.
Интересующий нас процесс с точки зрения различных его участников неравнозначен, как и их собственная неравнозначность в развитии этого процесса.
Кто такой исполнитель? Это тот человек, который непосредственно созидает , то есть своим трудом осуществляет какие-либо действия, способствующие приближению или напрямую влекущие за собой появление продукции, услуги. Следовательно, исполнитель должен обладать требующимися для выполнения технологического процесса профессиональными знаниями и навыками.
Приведем пример с театром. Актер - это исполнитель роли согласно сценарию. Режиссер - исполнитель, воплощающий свое прочтение сценария в действии. И можно перечислить всех задействованных лиц, от светоосветителя, звукорежиссера, до работников сцены, буфетчицы и уборщиков как участников спектакля (прямых или косвенных).
Следовательно, здесь можно говорить и о том, что лидер - равно такой же исполнитель, только с большей степенью ответственности и с меньшей долей фактической производительности.
Таким образом, напрашивается еще одно ограничение. Будем считать, что исполнитель - это не руководитель, исходя из принципа лидерства. В то же время лидер одновременно может сочетать в себе функция как руководителя, так и исполнителя.
Итак, каким видится бизнес исполнителю? Во многом это зависит от того, какую позицию сам бизнес занял относительно такого исполнителя.
Кто в данном случае представляет бизнес, олицетворяет его? Безусловно, для работника отдельно взятой фирмы, таким олицетворением является ее руководство. Помимо него, существуют еще предствители более масштабных объединений - профсоюзов, любых общественных организаций, выражающих мнение определенной социальной группы, к которой принадлежит исполнитель.
Таких групп множество, потому что всегда можно выделить различный уровень сложности решаемых задач, а на каждом таком уровне к исполнителю предъявляются различные требования. Действительно, повар должен уметь готовить, учитель - учить, менеджер - организовывать, слесарь - чинить водопровод и, наконец, актер - лицедействовать. Каждый из перечисленных исполнителей может оцениваться по-разному, в зависимости от личных качеств и от принятых критериев оценки на том уровне административной иерархии, на котором он находится, и тем обществом, в котором он находится.
Проиллюстрировать эту лестницу можно на примере колхозного рынка. Цена на определенный вид овощей или фруктов колеблется в установленных пределах, причем для каждого такого продукта такой ценовой коридор свой. И картошка никогда не будет продаваться по ценам на виноград, а виноград - по ценам кабачков. Любой экономист аргументирует подобное ценообразование, - и будет прав. Он станет говорить о затратах на выращивание и сбор урожая, на его хранение, о приспособленности видов и тысяче других факторов. Точно также любой менеджер по кадрам скажет, что средний заработок юриста и разнорабочего отличаются друг от друга.
Соответственно, у представителей разных уровней социальной системы самой этой системой сформированы различные жизненные потребности и, следовательно, различные критерии оценки тех процессов, в которых они участвуют.
Можно понимать отношение исполнителя к бизнесу как обязательному набору навязанных ему или одобряемых им правил, которым он вынужден подчиняться, исполняя свою функциональную роль в данном бизнесе.
Итак, каким видится бизнес исполнителю? Чем выше тот уровень, на котором находится исполнитель, тем больше его посвященность в общие цели и задачи этого бизнеса, тем больше у него возможностей влиять на процесс его реализации, тем выше его ответственность за его результаты. Бухгалтерия в целом готовит годовой баланс, но подписывает его всегда главный бухгалтер.
Не случайно практика современного делопроизводства включает в себя правило "двойной подписи" - ответственного лица, должностной инструкцией наделенного соответствующими полномочиями, и непосредственного исполнителя документа, разрабатывавшего его содержание. Именно поэтому можно говорить о высшем руководстве фирмой как об уровне принятия решений , а о среднем руководящем звене - как об уровне ответственного исполнения принятых другими решений.
Индивидуум, выбирая себе ту или иную профессию, а, иначе, пытаясь участвовать в той или иной области собственным бизнесом, ориентируется на два фактора: собственные способности и профессиональный спрос на рынке труда. Уже на этом этапе возникает вероятность подавления своих желаний и интересов в угоду будущего возможного благополучия. А позже, в рамках сделанного выбора, подготовленный специалист отдает предпочтение одному из множества работодателей. В свою очередь этот выбор определяет более узкую специализацию, а, следовательно, направление бизнеса. Принципы, которыми руководствуется исполнитель, принимая решение о выборе места работы, не ограничиваются материальной выгодой. Зачастую, люди меняют место работы, проигрывая в размере должностного оклада, ради перспектив профессионального роста.
Можно предположить, что любой специалист, какую бы ступеньку на иерархической лестнице он не занимал, пытается найти воплощение собственной созидательной потребности в своей профессиональной деятельности. И от того, в какой мере ему это удается, зависит его отношение к месту работы, работодателю.
В быту распространено такое понятие как "уживаться", что по Далю означает "...жить мирно, согласно, приноравливаться къ чему или къ кому въ жiтии и сжиться, обжиться, свыкнуться съ т ъ мъ, чего нельзя миновать". В том числе и от умения индивидуума ужиться с коллегами, руководством зависит его профессиональный успех. Иногда для сохранения хороших отношений с коллективом, последний требует от индивидуума самоограничений, сдерживания своих желаний.
Для исполнителя бизнес - это среда существования, которая, с одной стороны, ставит его в жесткие рамки должностных инструкций и принятых правил, а с другой - дает ему возможность не устанавливать, но менять эти самые правила.