Второе, что приходит на ум, это вред психологическому здоровью. Как известно, психология это наука о психических процессах, состояниях и свойствах. Разумно будет предположить, что любой вред психическим процессам, состояниям или свойствам можно отнести к нарушению психологического здоровья. Познавательные процессы так просто не разрушишь, для этого требуется химическое воздействие (того же спирта). Регуляционные процессы (эмоциональная сфера и воля) легко поддаются психологическому воздействию. Длительные эмоциональные перегрузки приводят к эмоциональной неуравновешенности. Отрицательное подкрепление, запугивание, иррациональность приводит к безволию. Если слишком много аппелировать к чувству долга другого человека, требовать от него невозможного - легко ввести в состояние депрессии, апатии (это уже психические состояния). Подстрекая человека врать, изворачиваться, делать людям мелкие и крупные пакости, можно надолго испортить ему характер (это уже психические свойства).
Третий вид вреда не столь очевиден, потому что касается (вроде бы) не самого человека, а его отношений с окружающими людьми и вообще с миром. Речь идет об обрывании социальных связей (например, увольнение с работы или ссора с лучшими друзьями), попадании в нежелательную зависимость от кого-то, утрате денег и иных материальных капиталов. Вся жизнь человека складывается из ряда таких взаимоотношений. И не только человек управляет этими отношениями, но и отношения управляют человеком.
Этот мысленный эксперимент был нам необходим для того, чтобы четче очертить и систематизировать явления, которые можно отнести к (само)разрушению. В результате мы получили три вида вреда: физическому здоровью, психологическому здоровью, отношениям.
В первом случае действительно человек наносит своими действиями сам себе вред, часто непоправимый. При этом эти действия могут быть не разовыми, а систематическими (например алкоголик напивается через день "в стельку"). Но человек:
- или не предвидит отрицательных последствий,
- или не замечает вреда,
- или отрицает вред (психологическая защита).
Типичный пример - те же алкоголики, которые не верят во вред алкоголизма или придумывают оправдания ("водка кровь полирует", "надо стресс снять", "это у нас такое веселье на Руси"). Другой пример - жертвы "популярной психологии". Такой человек прочитает или услышит где-нибудь, что самое важное - верить в себя, в свой успех, быть самоуверенным, наобещает сам себе с три короба, что всего добьется, а потом в один не очень прекрасный день оценит свои реальные достижения и получит заниженную самооценку, хронически подавленное настроение.
Во втором случае человек и наносит своими действиями сам себе вред, и четко это осознает. Разумеется, этот случай значительно более сложный для понимания. Если человек осознает полученный вред, значит он должен испытывать негативные эмоции. Получается, что раз за разом человек стремится испытывать неприятные ощущения? Если он стремится к этому, значит все же испытывает какие-то положительные эмоции в этом процессе? Или на самом деле вред фиктивный, показной, а человеку нравится изображать страдание? Изучая личность человека, склонного к преднамеренному саморазрушению, важно дать развернутые ответы на эти вопросы.
За склонностью к саморазрушению может стоять на самом деле и психическое заболевание (в том числе начинающееся). Характерным здесь является наличие бреда. В психиатрии есть даже такое понятие, как "бред самообвинения": ложное ощущение собственной вины, угрызения совести. Элементом такого рода бреда может быть и желание "расправиться" с самим собой. Стремление к саморазрушению может "вживиться" и в другие виды бреда, например параноидного (бред преследования, отношения, воздействия и величия). Окружающие не всегда способны распознать истинную сущность бреда. В не очень тяжелых случаях бред бывает вполне убедительным.
Преднамеренное саморазрушение часто носит демонстративный характер. За демонстративностью может стоять как соответствующая акцентуация, так и просто расстройство характера. Обычно в последнем случае налицо в поведении инфантильные особенности. Человек наносит своими действиями себе вред (часто не очень серьезный, но эффектный) в надежде получить те или иные блага от своих родителей, родственников, друзей и других окружающих людей.
К инфантильной ориентации близка и мистическая настроенность. В этом случае человек жертвует одним в надежде на то, что некие высшие силы заметят это самопожертвование и сполна вознаградят. При этом вознаграждение может быть не реальным, а воображаемым (вроде "прощения грехов"). "Искупление грехов" в том или ином виде - тема, присутствующая и у людей, не считающих себя религиозными. Привыкшие в детстве к тому, что плохие поступки должны наказываться, и чем хуже поступок - тем сильнее должно быть наказание, они не могут смириться с тем, что какой-то очень дурной их поступок оказался без наказания.
- свободное время занять активной, созидательной деятельностью, меньше рефлексировать,
- быть более рациональным, меньше доверять своей интуиции,
- если ощущение вины за что-то постоянно преследует, то сконцентрировать усилия не на саморазрушении, а на принесении пользы обществу и конкретным людям.
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я