Всестороннее развитие способностей и интересов

   Одна из основных идей, задач современной педагогики состоит в том, чтобы гармонично развивать личность, разносторонне развивать у нее способности, способствовать формированию широких интересов.

Именно благодаря советской педагогике была развита эта идея. До этого образовательные системы разных стран преследовали значительно более прагматические цели. Широкое, разностороннее образование получали дворяне и прочие элитные сословия. Остальные "затачивались" под выполнение будущих профессиональных задач.

Крайним примером этого подхода является то, как еще маленьких детей (доподросткового возраста) отдавали в подмастерья. И потом всю оставшуюся жизнь они осваивали одну и ту же профессию, совершенствовались в ней. Не умея даже читать и писать, взрослые мастера могли тем не менее создавать подлинные шедевры (благодаря отточенности до предела отдельным способностям).

Сама по себе идея всестороннего развития способностей и интересов поэтому далеко не самоочевидная. И сегодня, в 21-м веке, часто слышатся призывы к ранней специализации детей, чуть ли не с детского сада. Большинство специалистов сходится в том, что детям надо сначала давать общее, универсальное образование, затем уже специализировать их. Однако происходят нескончаемые споры по поводу объема универсальной части образования и возраста начала специализации. В настоящее время в качестве условной грани между "разносторонним детством" и "специализированной взрослостью" можно назвать время после окончания девятого класса. Далее подрастающему поколению предстоит или попасть в специализированный класс, или в профессиональную образовательную организацию.

Что же такое всестороннее развитие способностей и интересов? Развитие способностей происходит в деятельности, соответственно всестороннее развитие способностей обеспечивается разноплановой деятельностью. Поэтому необходимо заботиться о предоставлении подрастающему поколению самых разнообразных возможностей для реализации, раскрытия способностей. Это может происходить в школе, в дополнительном образовании, семейном воспитании, спонтанной активности детей.

С развитием способностей очень тесно связано развитие интересов. Настолько тесно, что сложно сказать, что первично: развитие способностей или интересов. Развитие способностей совершается в деятельности, которая стимулируется интересами. Интерес же к той или иной деятельности поддерживается ее успешностью, которая в свою очередь обусловлена соответствующими способностями.

Способности и интересы это, конечно, разные свойства личности. Способности - степень готовность человека к выполнению той или иной деятельности. Интересы - стремление получать информацию о той или иной стороне бытия. Однако получение информации обычно подразумевает некоторую активность, и в этой активности хоть в небольшой степени, но развиваются некоторые способности.

У любого человека могут возникать противоречия между интересами к тому или иному предмету, склонностями к той или иной деятельности и способностями. Бывает, как известно, так, что у человека, у подростка складываются интересы, не отвечающие его способностям. Но чаще всего это случается при слабовыраженных способностях. Значительные способности, подлинный талант обычно определяют призвание человека, которое определяет и направленность интересов.

Основное "конкурентное преимущество" парадигмы всестороннего развития состоит в том, что многие таланты проявляются далеко не сразу. Известны случаи, когда выдающиеся способности проявляются в дошкольном возрасте (как это было у Моцарта). Но чаще происходит так, что талант проявляет себя уже в подростковом возрасте или даже позже. Поэтому одна из основных задач современного образования - дать попробовать себя обучающемуся в разных качествах.

Всестороннее гармоническое развитие способностей и интересов означает развитие такой человеческой личности, которая не была бы раз и навсегда пригнана к одной узкоспециализированной деятельности (человек не должен быть шестеренкой) и как бы сведена к одной функции, личности, которой доступны были бы разные сферы человеческой деятельности. Это не исключает, конечно, особого развития каких-либо специальных способностей (технических, изобразительных, музыкальных) на фоне достаточно высокого общего развития, особенно в более зрелом возрасте.

Литература

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.

 


См. также

Интересы Педагогика Способности

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru