Модерн

Модерн, стиль модерн, "новый стиль" - так чаще всего именовали в России современники весьма заметное направление в пространственных искусствах 1890 - 1900 - х годов, обнаружившее видимое сходство с общеевропейскими стилевыми исканиями этой эпохи и в различных странах называется по-разному: Art Nouveau, Jugendstil,

Modern style и т.д. Как это уже отмечалось исследователями, суть модерна в любом его национальном варианте нельзя до конца понять, описывая лишь его общие стилевые особенности. Несмотря на то что ему был свойственен совершенно определенный пластический язык, позволяющий безошибочно опознавать созданные в ту эпоху произведения архитектуры, станкового и прикладного искусства, содержательный смысл этого языка не раскрывает всех сложных идейных и эстетических импульсов, лежавших в основе рассматриваемого явления. Стилевые свойства модерна иногда сопоставляют с пластической системой барокко, справедливо усматривая между ними некоторое сходство в желании художников использовать в качестве выразительных средств формы органической природы. "Новый стиль" в России возник, испытывая воздействие более общего мировоззренческого содержания эпохи, преломленного сквозь призму сложных социальных и национальных проблем исторического развития страны. Вот почему эстетика русского модерна соединила в себе не только разноречивые, но и подчас прямо противоположные духовные искания своего времени.

Сложные проблемы идейно - эстетической и духовной ориентации творческих интересов того времени заметно сказались на способах постановки вопроса о синтезе искусств.

Стиль модерн в России был, конечно, не в состоянии реализовать, воплотить в себе все эти глубокие духовные потенции культуры. Более того, в своем расхожем, ремесленном варианте он, как и в других странах, обладал способностью превращать серьезные идеи и чувства в банальные истины, а пластические искания - в назойливые, скучные стереотипы. Но в творчестве крупнейших представителей "нового стиля" всегда ощущалась повышенная восприимчивость к "синтетическим" проблемам общественного бытия и человеческого духа. Эти проблемы лежали в основе многих художественных замыслов, именно они служили причиной тяготения друг к другу деятелей разных профессий, определяя тесную связь их искусства с романтическими устремлениями русской художественной культуры той поры.

 


См. также

Психология творчества

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru