1-й этап. Постановка проблемы (осознание проблемы).
Завершение творческого процесса - решение проблемы. Проблемы подразделяются на научные и рабочие.
Научная проблема - это форма научного мышления. При постановке актуальным является ее обоснование. При разрешении проблемы реализуется две возможных ситуации:
1 - обострение проблемы;
2 - расчленение проблемы на более мелкие полпроблемы.
Разрешение проблемы осуществляется в процессе мышления. Мышление - главный механизм в разрешении противоречия между проблемной ситуацией и результатом, следовательно мышление - это процесс решения задачи творцом. В процессе мышления, решение проблемной ситуации (или задачи) , как правило, возникает внезапно и независимо от предшествующей деятельности или опыта. Происходит озарение.
Решение проблем (нестандартных задач) в любой сфере деятельности и есть процесс творчества. <Творчество, создание существенно нового, создание новых полезных комбинаций, решение нестандартных задач, разрешение проблем - синонимы>.
Включенное в рассмотрение понятие "проблема" наиболее точно отражает моменты познания, т.е. переход от неизвестного к известному, от незнания к знанию и обратно.
Гипотеза как форма творчества
Зарождение гипотезы начинается с идеи. Идея - это основная мысль, лежащая в базисе теоретической системы, ее логического построения и плана функционирования.
Идея - это мысль, переходящая в действие. Идея включает формулировку цели и способ ее достижения. Идея возникает на основе существующего противоречия и направлена на его разрешение. Идея дает возможность организовать практическую деятельность, сделать ее целенаправленной и сформировать идеальный образ будущей вещи, объекта, процесса. Основное направление идеи - активизация и организация знаний на достижение требуемого результата. Идея - это основа синтеза знаний. Этап порождения идеи - кульминация всего творческого процесса.
Гипотеза. Идея или принцип решения проблемы, задачи рождается в форме гипотез. Гипотеза - это основная форма творческого мышления.