Природа человеческих способностей

   Современные представления о природе способностей заключаются в том, что природа эта многогранна, на каждую отдельную способность влияет и наследственность, и условия физиологического созревания и роста, и разного рода психогенные факторы, опыт человека и другое.

Самой распространённой ошибкой при рассмотрении природы способностей является отождествление задатков и способностей. Задатки это врождённая "склонность к способностям". Например, если у ребёнка идеально развит слух и в целом слуховой анализатор, то уже в раннем детстве задатки могут превратиться в способности, обучение музыке может сделать из ребёнка талантливого музыканта или композитора. Однако ребёнок не рождается музыкантом или композитором. Строго говоря, нельзя даже сказать, что у него есть задатки к музыке.

Само слово "врождённое" тоже не имеет конкретного смысла. Под ним может пониматься только генетическое или же генетическое + особенности внутриутробного развития. Как известно, нездоровый образ жизни беременной женщины может очень пагубно повлиять на развитие плода.

Также следует понимать, что в русском языке словом "способность" ранее обозначали состояние готовности к выполнению той или иной деятельности ("способность к физическому труду", "способен к убийству"). То есть историческое значение слова "способность" полностью совпадает со значением современного термина "компетентность", которая сочетает в себе и ЗУНы (знания - умения - навыки), и личностные особенности. Благодаря, однако, развитию психологии и педагогики, под способностями ныне понимают потенциал человека, который обычно оценивается по скорости освоения ЗУНов.

Исторические воззрения на природу способностей

   Одна из наиболее распространённых точек зрения восходит к Платону:

- способности биологически обусловлены,

- их проявление целиком зависит от унаследованных характеристик,

- обучение и воспитание может лишь изменять скорость проявления способностей,

- однако они не могут коренным образом повлиять на способность.

Обычно для подтверждения этих тезисов приводят примеры из жизни разных выдающихся людей, которые ещё в раннем детстве проявили свои способности (хотя их ещё толком не учили и не воспитывали):

- музыкальная одарённость Моцарта обнаружилась в три года,

- музыкальная же одарённость Гайдна - в четыре,

- в живописи у Рафаэля - в восемь лет,

- в живописи у Ван Дейка - в десять.

Корреляцию искали между способностями и массой мозга человека. Мозг обычного взрослого человека весит в среднем около 1400 г. Но:

- масса мозга И. С. Тургенева составляла 2012 г,

- мозга Д. Байрона - 1800 г. и т.д.

Однако впоследствии обнаружилось, что масса мозга многих учёных и писателей меньше нормы:

- у известного химика Ю. Либиха мозг весил 1362 г,

- у писателя А. Франса - 1017 г.

При этом у умственно отсталых людей масса мозга может доходить до 3000 г.

Франц Галль придумал науку френологию, в которой изучались зависимости психических особенностей человека от наружной формы черепа. Поскольку кора головного мозга состоит из ряда центров, в каждом из которых локализована определённая способность человека, значит степень развития этих способностей находится в прямой зависимости от величины соответствующих частей мозга. В исследованиях была составлена "френологическая карта", где поверхность черепа разбивалась на 27 участков, каждый из которых соответствовал определённой индивидуальной особенности. "Шишки способностей":

- к музыке,

- к поэзии,

- к живописи,

- к честолюбию,

- к скупости,

- к храбрости и т. д.

Подход оказался несостоятельным. Многочисленные вскрытия показали, что череп вовсе не повторяет форму коры головного мозга, поэтому определение по шишкам и впадинам черепа умственных и нравственных особенностей человека бессмысленно.

Фрэнсис Гальтон объяснял наследование способностей исходя из принципов эволюционной теории Ч. Дарвина. Анализируя биографии известных людей, Гальгон пришёл к выводу, что необходимо совершенствование человеческой природы, и это возможно лишь путём выведения на основе законов наследственности расы особо одарённых, умственно и физически развитых людей.

И идеи Галля, и идеи Гальтона впоследствии нашли применение в фашистских расовых теориях.

Объективные исследования влияния наследственности на способности

   Продолжая линию Гальтона, Коте определял степень одарённости известных людей по количеству строк, отведённых им в энциклопедическом словаре. Устанавливая родственные связи, он выделил около 400 человек, чьи высокие способности прослеживаются в нескольких поколениях.

Известна история семьи немецких музыкантов Бахов: родоначальником семьи был булочник В. Бах, который "отводил душу" после работы музыкой и пением, у него было два сына, с которых начинается непрерывный ряд музыкантов, известных в Германии на протяжении двух веков. В семье Бахов было около 60 музыкантов, из них более 20 - выдающиеся.

У Л. Н. Толстого и А. С. Пушкина прабабушки были родными сёстрами (хотя, конечно, это слабое родство). У поэтов Шиллера и Гёльдерлина, философов Шеллинга и Гегеля, физика Макса Планка был общий предок - Иоганн Кант, живший в XV в.

Имеются и другие примеры "семейственности". В пользу наследственной природы способностей свидетельствуют многочисленные династии артистов, художников, военных, врачей, педагогов, учёных.

Однако критики возражали: если у способного родителя вырос способный ребёнок, то это не значит, что именно по наследству передались способности. Быть может и так, что особое воспитание, особые знания и умения, интересы и склонности передавались непосредственно, в процессе общения родителя и ребёнка. Передав "что-то особенное", родитель тем самым поспособствовал формированию способностей.

Другими словами, в таких биографических исследованиях не учитывается роль среды, в которой воспитывались дети. Как известно, в Индии было несколько случаев, когда детей воспитывала стая волков ("дети-маугли"). Ясно, что при таком воспитании не может быть и речи о раскрытии способностей к музыке, писательству, наукам и большинству других.

Наиболее объективно роль задатков в способностях можно оценить так называемым близнецовым методом. Суть этого метода заключается в целенаправленном изучении близнецов. В ряде исследований сравнивались между собой показатели способностей однояйцевых (гомозиготных) близнецов (то есть близнецов, имеющих полное совпадение в генетическом коде). Было установлено, что способности и уровень их развития совпадают в 70 - 80 % случаев. А в парах разнояйцевых (гетерозиготных) близнецов - в 40-50 %.

Эти исследования позволили утверждать, что способности - через задатки - самым тесным образом связаны с наследственностью. Однако в этих экспериментах опять присутствовал фактор среды (близнецы воспитывались в одной семье).

А. Басе и Р. Плоумин также изучали отдельные характеристики гомозиготных и гетерозиготных (имеющих различный генетический код) близнецов. При этом брались близнецы, которые жили и воспитывались в разных семьях. Учёные установили, что влияние среды оказалось минимальным. Психологические и поведенческие различия гомозиготных близнецов чаще всего остаются такими же, как у детей, выросших в одной и той же семье. Более того, в некоторых случаях индивидуальные различия между ними даже уменьшаются. Дети-близнецы, имеющие одинаковую наследственность, в результате раздельного воспитания становятся иногда более похожими друг на друга, чем в том случае, если их воспитывают вместе. Это было объяснено тем, что живущие вместе близнецы находятся между собой в определённых отношениях, делят между собой роли.

Роль воспитания и обучения

   Имеется много представителей точки зрения на то, что способности целиком определяются качеством воспитания и обучения. Еще в восемнадцатом веке К. А. Гельвеций постулировал, что посредством воспитания можно сформировать гениальность. Успехи образования показывали, что дети самых отсталых и примитивных племён, получив соответствующее обучение, ничем не отличались от образованных европейцев.

Влияние культуры общества, в том числе языка, тоже очень велико. Так, например, оригинальное исследование, проведённое О. Н. Овчинниковой и Ю. Б. Гиппенрейтер под руководством А. Н. Леонтьева, показало, что у каждого третьего испытуемого (русского) имеется сильная недоразвитость музыкального слуха. В это же время другие испытуемые (вьетнамцы) все без исключения имели хорошо развитый музыкальный слух. Объясняется это особенностями русской (европейской) и вьетнамской речи. В последней изменение высоты тона имеет значительно большую смысловую нагрузку, такая речь как бы более музыкальная и при этом требует хорошего слуха. Европейская речь - тембровая - имеет меньше требований к слуху. Таким образом, даже такая "скорее физиологическая" способность как слух может развиваться под воздействием среды.

Американский учёный У. Ушби утверждал, что способности определяются прежде всего той программой интеллектуальной деятельности, которая была сформирована у человека в детстве. В соответствии со своей программой одни люди решают творческие задачи, а другие в состоянии выполнять только то, чему их научили. В США на государственном уровне уделяется огромное внимание выращиванию одарённых детей, начиная с 4-5 лет.

Роль задатков и среды в способностях

В отечественной психологии давно сложился подход: способности - биосоциальны. То влияют и биологические задатки, и среда. Вопрос о пропорциях того и иного признаётся бессмысленным. При этом отмечается, что для разных способностей доля влияния наследственного фактора может быть разным.

Литература

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.

Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1976.

 


См. также

Способности

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru