Психика - Способность человека и высших животных, основываясь на высшей нервной деятельности, сложным образом отражать окружающую среду, регулировать свое поведение.
У каждого ребенка свой индивидуальный путь развития. Дети развиваются не только разными темпами, но и проходят через индивидуально своеобразные ступени развития. Однако при этом, конечно, существуют и общие закономерности, знание которых необходимо для понимания индивидуального развития ребенка.
Основной признак психики человека состоит в том, что кроме наследственных и лично приобретенных форм поведения человек владеет принципиально новым, важнейшим средством ориентировки в окружающей действительности -знаниями, которые представляют собой концентрированный опыт человечества, передаваемый посредством речи.
Психическое имеет двоякую форму существования. Первая, объективная, форма существования психического выражается в жизни и деятельности, что является первичной формой его существования. Вторая, субъективная,- это рефлексия, интроспекция, самосознание, отражение психического в самом себе, что является вторичной, генетически более поздней формой, появляющейся у человека. Психические процессы - это не то, что осознается первично, а то, посредством чего нечто (предмет) осознается.