Коррекция негативных эмоциональных переживаний с помощью рисования, как правило у детей.
Как показывает опыт использования арт-коррекции, наиболее эффективно можно использовать ее с детьми 5-9 лет. Однако ее можно применять и для более старших возрастов, даже для взрослых, если клиент психолога сохранил способность играть, погружаться в вымышленные реальности. Большое значение имеет уровень доверия клиента к психологу. Если он не доверяет, тогда может подозревать, что психолог смеется, издевается над ним.
Если умственный возраст ребенка ниже пятилетнего, то не рекомендуется проводить арт-коррекцию, потому что от ребенка в процессе коррекции требуется хоть какая-то сознательность.
Арт-коррекция подходит не каждому. Однако можно попробовать провести ее с любым клиентом, кто нуждается в коррекции страхов и иных негативных эмоциональных переживаний, которые его тяготят. Дело в том, что многие дети имеют опыт спонтанного использования рисования для снятия напряжения. Рисование для большинства детей имеет характер игры, в которой они моделируют окружающий мир. В этом моделировании они могут обыгрывать неприятные для себя ситуации, в которых желают разобраться. Именно с такими детьми (и со взрослыми, которые были такими детьми) можно проводить сеансы арт-коррекции.
Принципы арт-коррекции:
- арт-коррекция рассматривается как совмещение диагностики и коррекции;
- рисунок рассматривается как самодостаточный феномен, целостно, здесь важны общие смыслы, которые закладывает в рисунок испытуемый;
- не следует особенно опасаться ошибиться в предварительном диагнозе и - тем более - отстаивать потом ложную позицию, арт-коррекцию можно рассматривать как детектив, в котором смыслы со временем могут приобрести совершенно иной характер;
- рисование обязательно должно сопровождаться беседой психолога с испытуемым о его рисунке;
- главный персонаж рисунка является метафорой личности ребенка, а события, происходящие на рисунке - метафорами субъективного восприятия событий, в которые эмоционально вовлечен ребенок;
- следует использовать в полной мере метафорическое пространство для избежания прямого, грубого воздействия на психику испытуемого;
- если коррекция производится с ребенком, то присутствие родителей на сессии желательно, особенно если родители обеспечивают состояние комфорта, безопасности для ребенка;
- каждая сессия должна заканчиваться позитивными переживаниями ребенка, хотя бы небольшим, но катарсисом;
- психолог должен контролировать ситуацию, не погружаясь с головой в вымышленный мир картинки.
Порядок проведения арт-коррекции:
- ребенка просят придумать и нарисовать несуществующее животное
- ребенок должен дать имя этому животному и рассказать о его образе жизни
- постепенно надо подтолкнуть его к рассказу о друзьях животного; это важно для настроя на дальнейшую работу и имеет диагностическую ценность (скажи, кто твой друг...)
- важно поймать момент, когда ребенок эмоционально загорелся, рассказывая о своих друзьях; здесь следует спросить (если ребенок сам не начал говорить про врагов) примерно так: "А у такой дружной компании есть, наверное, враги?"
- постепенно надо выяснить, нет ли у главного персонажа его личных врагов; враг здесь является той "дверцей", которая ведет к истинным причинам страхов ребенка;
- другой "дверцей" является моделирование каких-то неприятных событий в жизни персонажа или неприятных действий, которые должен выполнять персонаж
- следующей задачей для ребенка является рассказать как его персонаж справляется с трудностями; здесь психолог очень активно должен участвовать в построении сюжета, помогать ребенку, направлять его, подкидывать разные идеи
- желательно, чтобы в каждую встречу с психологом ребенок находил для своего персонажа 1-2 эффективных способа борьбы с трудностями; если он затрудняется придумать способ борьбы, психолог может помочь: предложить идею с волшебной палочкой или какими-то заклинаниями
- важно, чтобы каждый такой способ борьбы ребенок не только проговаривал, но и показывал; если речь идет о волшебной палочке, пусть он покажет как надо ей махать; если заклинание - пусть громко и выразительно его произнесет
- при следующих встречах с ребенком можно использовать старый персонаж, можно новый; если ребенок выражает желание порисовать новых животных, это можно расценивать как хороший признак, что предыдущие сессии не прошли даром
Продолжительность каждой сессии составляет 30-60 минут. Ребенок может быть не очень заинтересован в рисовании. Его могут отвлекать посторонние предметы в помещении: компьютер, телевизор, мебель и пр. Поэтому желательно по возможности очищать кабинет от всего лишнего, а ребенку предъявить максимум приборов для рисования: разные красивые карандаши, мелки, краски, фломастеры, ручки и т.д. Порой чем необычней инструмент, тем с большей охотой будет им рисовать ребенок.
- Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб, 1999.
- Джеральд Остер, Патриция Гоулд. Рисунок в психотерапии. Методическое пособие для слушателей курса «Психотерапия». М, 2001.
- Психотерапия детей и подростков. Под ред. Х. Ремшмидта. Пер. с нем. М, "Мир", 2000.