Техника "Независимость от прошлого"

Название. Техника "Независимость от прошлого"

Предназначение.

Техника предназначена для выработки эмоциональной устойчивости через выработку независимости от событий в прошлом, довлеющих тяжким грузом над настоящим.

В каком-то смысле данная техника является очень легковесным заменителем психоанализа. Здесь также ведется работа с прошлым. Но только если в психоаналитических и тому подобных процедурах происходит переосмысление событий прошлого, эмоциональная разрядка (катарсис), данная техника основывается на сознательном отрицании возможности влиять давно прошедшим событиям на настоящее человека.

Качества. Эмоциональная устойчивость

Содержание

Что в человеке со временем остается неизменного? Все меняется, и душа, и тело. Пожалуй, только молекулы ДНК (наши гены) остаются незыблемыми. И в каждом изменении отражается совокупность каких-то обстоятельств: собственных волевых решений, влияний социума, физического мира и т.д. Есть, например, волевое решение похудеть - и человек худеет. Окружающие люди настаивают на том, что человек должен учиться, - и человек идет учиться, получает знания. Наступила зима, гололед - и человек может сломать ногу. Какие-то влияния можно контролировать в той или иной степени, какие-то нет...

Из семилетнего ребенка может вырасти рабочий, ученый, инженер, художник, военный и т.д. Характер и интеллектуальные способности могут развернуться в ту или иную сторону. Повезет, например, с учителем математики в школе, - вырастет ребенок в грамотного человека, а не повезет - будет всю жизнь бояться умножить в уме одиннадцать на двенадцать. По своим особенностям два семилетних ребенка больше похожи друг на друга, нежели один человек, но семилетний и двадцатилетний. У семилетнего ребенка может быть очень разное будущее, и это надо четко осознавать. Хотя, если вы человек религиозный или верите в судьбу, то у вас может быть иная точка зрения.

Аналогично, у взрослого двадцати- или тридцатилетнего человека в принципе могло бы быть разное прошлое. Например, он умеет хорошо играть на гитаре. А почему? Возможно, он ходил в музыкальную школу, но может быть и так, что научился самостоятельно. Или даже так. Есть у него жена, но с ней он мог познакомиться в гостях на вечеринке, а мог и в ночном клубе или вагоне электрички. У взрослого человека прошлое тоже могло бы быть иным, и это тоже надо осознавать.

И еще надо добавить, что мы очень плохо помним свое прошлое. Память у нас далеко не совершенна. Прочтите абзац текста (хотя бы предыдущий). Сможете его повторить слово в слово? А ведь читали его всего лишь минуту назад. Нам кажется, что в целом мы помним свое прошлое, но само прошлое состоит из множества мелочей, а мы помним лишь наши обобщения, какие-то выводы, общие впечатления. Безусловно, надо развивать память, надо стремиться к тому, чтобы лучше и качественнее запоминать - это может пригодиться в нашей будущей жизни. Но вместе с тем не следует игнорировать наши ограниченные возможности по запоминанию прошлого, и лучше всего - критически относиться к собственным воспоминаниям. Хотя бы потому, что хорошо мы помним только богатые эмоциями события, а рутину, которая тоже может быть очень важной для жизнедеятельности, помним очень плохо.

Если вы не согласны с тем, что человеческая память плохо держит воспоминания прошлых лет, то выберите какое-то, пусть даже очень яркое, событие прошлого и напишите про это событие рассказ, стараясь не забыть про детали, важные и не очень. Конечно, при написании рассказа старайтесь не домысливать "как оно было", а пишите только то, что на самом деле помните.

Теперь пару слов о том, что такое невроз. Неврозы могут быть физиологического происхождения, то есть нервная система имеет какие-то реальные, физические проблемы. Но неврозы могут быть и психологического происхождения. Пример. Идет человек в магазин за хлебом. Но идет не прямым путем, а делает большой крюк. Почему? Несколько лет назад на перекрестке, который находится на прямом пути, на его глазах машина сбила насмерть человека. Теперь сам вид этого перекрестка человеку неприятен, вызывает дурные воспоминания. Это и есть психологический невроз, потому что прошлое имеет на человека неадекватное влияние. В результате человек тратит время и силы на ненужную деятельность. Вред от психологических неврозов может быть и куда более сложным. Например, в каких-то ситуациях человек может терять самоконтроль, это может вылиться у него в комплекс неполноценности, человек тогда начнет врать сам себе и окончательно во всем запутается. Самое хорошее, что можно сделать для избавления от такого рода неврозов и профилактики, - принять себя таким, каков ты есть, то бишь - меняющимся. Если и говорить: "Два года назад я сделать то", "Пять лет назад я увидел это", - то подразумевать при этом (хотя бы самому себе, а не собеседнику), что это был не совсем "Я", это был "Я-прежний".

Если вы согласны своим разумом со всеми этими соображениями, то на 2/3 вы эту технику освоили. Собственно практическая часть заключается в следующем:

1. Подготовьте шесть-восемь одинаковых чистых бумажек (карточек). Напишите на них: "3 года", "7 лет", "12 лет", "14 лет", "18 лет", "21 год", "30 лет". Разумеется, можно написать и другие периоды своей жизни. Если вам нет еще тридцати, то этот возраст не пишите. Если кажется, что период жизни в 15 лет тоже был ключевой для вас, добавьте такую карточку.

2. Переверните карточки, перемешайте их, выберите случайным образом одну. Постарайтесь вспомнить себя в этом возрасте, в разных деталях, существенных и не очень. Представьте как вы думали, как разговаривали, чем занимались, о чем мечтали, как были развиты физически, где и с кем жили и т.д.

3. Окиньте внутренним взором себя настоящего. Как вы сейчас думаете, как разговариваете, чем занимаетесь, о чем мечтаете, как развиты физически, где и с кем живете...

4. Попробуйте представить себе альтернативное настоящее. То есть такого человека, который мог бы вырасти из того семи- или двенадцатилетнего ребенка. Тоже попробуйте представить в деталях. Закончив, представьте иную альтернативу, потом еще одну. Если на представление мелочей уходит много времени, то можете их опустить.

5. Еще раз окиньте внутренним взором себя настоящего. Еще раз представьте себя в том юном возрасте.

6. Теперь попробуйте представить себе альтернативное прошлое. Каким вы могли бы быть, как думать, как разговаривать, чем заниматься, о чем мечтать, какое могло бы быть у вас физическое развитие, с кем могли бы жить и т.д. Придумайте себе несколько альтернатив прошлого.

7. А теперь наслаждайтесь полученным эффектом.

При выполнении упражнения следите за тем, чтобы мысли не были "скакунами", не отвлекайтесь. Слишком не зацикливайтесь на установлении причинно-следственных связей. Помните, что у каждого события может быть бесконечное количество причин. Возможно, для большей сосредоточенности вам потребуется изложить все сочинение письменно. На это может потребоваться дополнительное время, вы смело можете разбить упражнение на несколько этапов.

Также удачный вариант - писать сочинение на компьютере. Сохранив файл, вы потом можете вносить в него разные интересные правки.

Библиографическая ссылка

1. Техника "Независимость от прошлого" [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru) : [web-сайт]. 17.05.2011. – Режим доступа: http://azps.ru/training/emotions/nezavisimost_ot_proshlogo.html (17.05.2011).

 


См. также

Техники

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru