Обследуемым предъявляется бланк, на котором даны задания с двумя связанными между собой категорическими суждениями и вывод-умозаключение (силлогизм). Умозаключения частично даны логично, а в ряде случаев заведомо ложно. Требуется определить, какие выводы правильные, а какие ошибочные. На бланке следует зачеркнуть неверные ответы.
Бланк задания «Логичность»
1. Все металлы проводят электричество. Ртуть - металл. Следовательно, ртуть проводит электричество.
2. Все арабы смуглы. Ахмед смугл. Следовательно, Ахмед - араб.
3. Некоторые капиталистические страны - члены НАТО. Япония - капиталистическая страна. Следовательно, Япония - член НАТО.
4. Все Герои Советского Союза награждались орденом Ленина. Иванов награжден орденом Ленина. Следовательно, Иванов - Герой Советского Союза.
5. Все сочинения Пушкина нельзя прочитать за одну ночь. «Медный всадник» - сочинение Пушкина. Следовательно, «Медный всадник» нельзя прочитать за одну ночь.
Оценка, баллы |
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Количество |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
правильных ответов |
20 |
- |
19 |
18 |
16-17 |
14-15 |
12-13 |
10-11 |
9 |
Оценка, баллы Количество правильных ответов |
9 20 |
8 19 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
18 |
16-17 |
13-15 |
11-12 |
9 |
7-8 |
6 |
Оценка, баллы |
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Количество |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
правильных |
20 |
- |
19 |
18 |
16-17 |
14-15 |
12-13 |
10-11 |
9 |
ответов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
из 20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценка, баллы |
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Количество |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
правильных |
19 |
18 |
17 |
14-16 |
12-13 |
10-11 |
8-9 |
6-7 |
5 |
ответов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценка, баллы |
9 |
8 |
7 |
б |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Количество |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
правильных |
20 |
19 |
1 - 16 |
17 |
15-16 |
13-14 |
12-11 |
10 |
9 |
ответов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценка, баллы |
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Количество |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
правильных |
20 |
|
19 |
18 |
15-17 |
13-14 |
11-12 |
10 |
9 |
ответов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Испуг |
- бегство |
А Б В Г Д Е |
2. |
Физика |
- наука |
А Б В Г Д Е |
3. |
Правильно |
- верно |
А Б В Г Д Е |
4. |
Грядка |
- огород |
А Б В Г Д Е |
5. |
Пара |
- два |
А Б В Г Д Е |
6. |
Слово |
- фраза |
А Б В Г Д Е |
7. |
Бодрый |
- вялый |
А Б В Г Д Е |
8. |
Свобода |
- воля |
А Б В Г Д Е |
9. |
Страна |
- город |
А Б В Г Д Е |
10. |
Похвала |
- брань |
А Б В Г Д Е |
11. |
Месть |
- поджог |
А Б В Г Д Е |
12. |
Десять |
- число |
А Б В Г Д Е |
13. |
Плакать |
- реветь |
А Б В Г Д Е |
14. |
Глава |
- роман |
А Б В Г Д Е |
15. |
Покой |
- движение |
А Б В Г Д Е |
Оценка, баллы |
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Количество правильных ответов |
19 |
18 |
17 |
15 |
12-14 |
10-11 |
8-9 |
7 |
6 |
|
|
|
|
|
||||||
Оценка, баллы |
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
|
Количество правильных ответов |
18 |
17 |
16 |
14-15 |
12-13 |
10-11 |
8-9 |
6-7 |
5 |
|
|
|
|
|
вестное. Каждый такой ключ открывает определенную дверь. Этих ключей немало. На каждом таком занятии (можно как 5-минутную разминку на уроке) предлагается по 2-3 «ключа», на которых записаны ключевые слова для вопросов (например: «виды», «свойства», «влияние», «изменение» и т.п.). Дети должны задавать вопросы, используя эти ключевые слова: К какому виду относится? Какие у него свойства?
2. Детям подросткового возраста вместо предметов можно предложить рисунки или фотографии, сделанные с большим увеличением. Главное, чтобы они по внешнему виду напоминали какие-то известные предметы или явления, но в то же время содержали в себе ряд противоречивых деталей, которые не позволяют легко установить, что изображено. При постановке вопросов к изображению непонятного объекта можно использовать следующую схему:
К какому виду явлений относится?
Почему изменяется?
Что влияет на него?
Какие имеет свойства?
и т.д.
Инструкция: «Представьте, что перед вами изображения совершенно непонятного объекта. Какие вопросы вы можете задать, чтобы понять, что это? Постарайтесь задать как можно больше разных вопросов и заполнить схему: каждая стрелка соответствует новому типу вопроса с новым ключевым словом».