Упражнение "Логичность"

Обследуемым предъявляется бланк, на котором даны задания с двумя связанными между собой категорическими суждениями и вывод-умозаключение (силлогизм). Умозаключения частично даны логично, а в ряде случаев заведомо ложно. Требуется определить, какие выводы правильные, а какие ошибочные. На бланке следует зачеркнуть неверные ответы.

Бланк задания «Логичность»

1. Все металлы проводят электричество. Ртуть — металл. Следовательно, ртуть проводит электричество.

2. Все арабы смуглы. Ахмед смугл. Следовательно, Ахмед — араб.

3. Некоторые капиталистические страны — члены НАТО. Япония — капиталистическая страна. Следовательно, Япония — член НАТО.

4. Все Герои Советского Союза награждались орденом Ленина. Иванов награжден орденом Ленина. Следовательно, Иванов — Герой Советского Союза.

5. Все сочинения Пушкина нельзя прочитать за одну ночь. «Медный всадник» — сочинение Пушкина. Следовательно, «Медный всадник» нельзя прочитать за одну ночь.

Оценка, баллы

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Количество

 

 

 

 

 

 

 

 

 

правильных ответов

20

19

18

16-17

14-15

12-13

10-11

9


Оценка, баллы

Количество правильных ответов

9

20

8 19

7

6

5

4

3

2

1

18

16—17

13-15

11-12

9

7-8

6


Оценка, баллы

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Количество

 

 

 

 

 

 

 

 

 

правильных

20

19

18

16-17

14—15

12-13

10-11

9

ответов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

из 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Оценка, баллы

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Количество

 

 

 

 

 

 

 

 

 

правильных

19

18

17

14-16

12-13

10—11

8-9

6-7

5

ответов

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Оценка, баллы

9

8

7

б

5

4

3

2

1

Количество

 

 

 

 

 

 

 

 

 

правильных

20

19

1 - 16

17

15-16

13—14

12—11

10

9

ответов

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Оценка, баллы

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Количество

 

 

 

 

 

 

 

 

 

правильных

20

 

19

18

15-17

13-14

11-12

10

9

ответов

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1.

Испуг

— бегство

А Б В Г Д Е

2.

Физика

— наука

А Б В Г Д Е

3.

Правильно

— верно

А Б В Г Д Е

4.

Грядка

— огород

А Б В Г Д Е

5.

Пара

— два

А Б В Г Д Е

6.

Слово

— фраза

А Б В Г Д Е

7.

Бодрый

— вялый

А Б В Г Д Е

8.

Свобода

— воля

А Б В Г Д Е

9.

Страна

— город

А Б В Г Д Е

10.

Похвала

— брань

А Б В Г Д Е

11.

Месть

— поджог

А Б В Г Д Е

12.

Десять

— число

А Б В Г Д Е

13.

Плакать

— реветь

А Б В Г Д Е

14.

Глава

— роман

А Б В Г Д Е

15.

Покой

— движение

А Б В Г Д Е


Оценка, баллы

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Количество правильных ответов

19

18

17

15

12-14

10-11

8-9

7

6


 

 

 

 

 

Оценка, баллы

9

8

7

6

5

4

3

2

1

 

Количество правильных ответов

18

17

16

14-15

12-13

10-11

8-9

6-7

5

 

 

 

 

 

вестное. Каждый такой ключ открывает определенную дверь. Этих ключей немало. На каждом таком занятии (можно как 5-минутную разминку на уроке) предлагается по 2—3 «ключа», на которых записаны ключевые слова для вопросов (например: «виды», «свойства», «влияние», «изменение» и т.п.). Дети должны задавать вопросы, используя эти ключевые слова: К какому виду относится? Какие у него свойства?

2. Детям подросткового возраста вместо предметов можно предложить рисунки или фотографии, сделанные с большим увеличением. Главное, чтобы они по внешнему виду напоминали какие-то известные предметы или явления, но в то же время содержали в себе ряд противоречивых деталей, которые не позволяют легко установить, что изображено. При постановке вопросов к изображению непонятного объекта можно использовать следующую схему:

К какому виду явлений относится?

Почему изменяется?

Что влияет на него?

Какие имеет свойства?

и т.д.

Инструкция: «Представьте, что перед вами изображения совершенно непонятного объекта. Какие вопросы вы можете задать, чтобы понять, что это? Постарайтесь задать как можно больше разных вопросов и заполнить схему: каждая стрелка соответствует новому типу вопроса с новым ключевым словом».

 


См. также

Упражнения на развитие интеллектуальных способностей

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru