Упражнение "Три судьбы"

Смысл игрового упражнения — помочь участникам ра­зобраться, в чем могут быть основные смыслы трудовой жизни, применительно к различным стереотипам людей. Если сказать ненемало проще, то помочь разобраться, чем принципиально различаются стереотипы труженика, лен­тяя, бездарности и др.

Игра может проводиться как с классом, так и с подгруп­пой. Время — около 30—45 минут. Основные процедурные этапы следующие:

1. С самого начала, еще до объявления названия игры, необходимо выбрать трех добровольцев на главные роли. ( Сразу может оказаться, что желающие не объявятся, даже тогда, когда по многим признакам видно, что учащиеся хотели бы “поиграть”. Есть простые приемы, позволяющие решить эту проблему. К примеру , ведущий может просто сказать, что если через 3 (через 5) секунд добровольцев не будет, то игры не получится и придется заняться чем-то другим. Обычно на последней секунде появляются даже больше желающих, чем требуется. Или другой прием: опытный педагог сразу увидит, кто хочет быть главным игроком, но еще не “созрел” окончательно, чтобы заявить об этом. Иногда достаточно легкого кивка головой такому учащемуся, чтобы тот смело вышел дли участия в игре).

2. Общая инструкция: “Представьте, что дело происхо­дит в школе будущего, где-то в середине следующего сто­летия. К нам на диспут о смысле жизни приглашены три уважаемых человека-ветерана, каждый из которых в 1995 году закончил среднюю школу и прожил потом интересную жизнь, "дотянув" до нашего времени. Каждому из пригла­шенных где-то по 70 лет. Но гости наши необычные (в школе будущего немало чего необычно): мы решили пригла­сить разных по своим жизненным ориентациям людей. Пер­вый — это труженик, уверенный, что только в честном труде заключается настоящее счастье. Второй — "выдаю­щиеся лентяй", считающий, что работать должны только дураки. Третий— "удивительная бездарность", убежден­ная, что высшее счастье — заниматься таким делом и си­деть на таких постах, которым ты явно не соответствуешь (и пусть перед тобой трепещут более умные и более достой­ные. ..), т.е. как в бизнесе — выгодно продавать себя, даже тогда, когда ты гроша ломаного не стоишь... Но вот загадка, мы не будем знать, кто из наших гостей кем является. Сейчас они выйдут в коридор, и сами решат, кто какую роль на себя возьмет (при этом они могут вообще играть одну и ту же роль...). ( Возможны разные варианты использования данного правила. К примеру , ведущий может сам раздать карточки с указанием их ролей, может вообще не задавать ролей, а может в присутствии всего класса предложить игрокам сами распределить эти три роли.) Мы за это время попробуем придумать для наших гостей интересные вопросы, чтобы лучше понять этих людей, действительно, ли, они счастливы, а потом по­стараемся угадать, какие роли они играли”.

3. Главные игроки примерно на 3—4 минуты отправля­ются в коридор, чтобы разобраться с игровыми ролями и продумать основные этапы своей жизни, а ведущий предла­гает оставшимся придумать по 2—3 душещипательных воп­роса, касающихся не только профессиональной деятельности, но и их личной, семейной жизни, досуга и всего, из чего складывается жизнь.

4. Когда ведущий пойдет в коридор приглашать главных игроков в класс, он должен спросить у них (еще в коридоре), какие роли (стереотипы) каждый из них собирается пред­ставлять.

5. Главные игроки приглашаются в класс, усаживаются на "почетные места” и им предлагается по очереди кратко (за 3—4 минуты) рассказать об основных этапах прожитых жизней.

6. После того, как все главные игроки кратко расскажут о своих судьбах, ведущий предлагает начать пресс-конфе­ренцию, т.е. предлагает остальным учащимся задавать краткие вопросы и получать на них краткие ответы. Чтобы обращения к гостям было более уважительным, можно каждого из них попросить представиться—обязательно по имени и отчеству. Может оказаться так, что на каком-то этапе вопросы иссякнут и тогда, чтобы поддержать интерес к игре, сам ведущий должен задать один-два интересных вопроса. Но для этого он должен под готовить такие вопросы заранее... Может оказаться, что все вопросы будут адресо­ваны только одному (самому интересному) игроку. В этом случае ведущий также должен сам задать вопрос тому, о ком вроде бы и “позабыть успели”, переключив, таким образом, внимание класса и на других “гостей”.

7. Примерно за 15—20 минут до конца занятия пресс-конференция прекращается, гостей благодарят и им пред­лагается занять свои места в классе, чтобы участвовать в общем, обсуждении.

8. Обсуждение организуется следующим образом. Сна­чала ведущий может спросить у всех присутствующих, кто из “гостей” показался более счастливым и почему. При этом мнения могут быть очень разными. Далее можно поинтере­соваться, у кого какие роли (стереотипы) получились, и соотнести их с теми ролями, которые планировались сами­ми игроками (еще в коридоре).

Опыт показывает, что до данного этапа игра проводится без особых затруднений, а все сложности начинаются имен­но на этапе обсуждения. Главная трудность, — что же счи­тать настоящим тружеником, лентяем и бездарностью. При всей внешней легкости и очевидности их различения на “интуитивном” уровне, сказать об этом внятно, понятно и просто получается далеко не у всех, даже у взрослых...

9. Чтобы разобраться, кому, какие роли удалось (или не удалось) сыграть на самом деле, ведущий может задать классу вопрос: “А чем вообще принципиально различаются труженик, лентяй и бездарность (безотносительно к нашей игре: в чем их различие вообще)? Если мы вообще сможем их различить, то это поможет нам разобраться и с нашими игроками”.

10. На доске ведущий выписывает критерии различения этих стереотипов, предлагаемые школьниками (см. Табли­цу 3), но сам пока никак их не комментирует и свои критерии не называет. Единственное, о чем должен напомнить ведущий игрокам — это о том, что критерий различения не должен быть применим ко всем рассматриваемым стереоти­пам, например, если какое-то качество есть у труженика, то либо у лентяя, либо у бездарности его быть не должно, иначе все одинаковыми оказываются, без различия... При этом сами учащиеся могут высказывать сомнения в том, что выписанные на доске критерии действительно позволяют различать труженика, лентяя и бездарность. Очень часто в таких спорах участники игры сильно запутываются и в группе наступает некоторая растерянность (это особенно ощущается, когда игра проводится не в спешке, а при нали­чии резервного времени).

11. Когда группа явно растеряется, ведущий может пред­ложить свои критерии различения труженика, лентяя и Бездарности. Для этого он использует уже нарисованную на доске таблицу (см. Таблица 3, нижняя часть).

Прокомментировать таблицу 3 можно следующим обра­зом. Выделяется только два основных критерия: 1) желание хорошо делать конкретное дело; 2) способность хорошо его делать (чем меньше таких критериев, тем понятнее, о чем идет речь). Труженик (настоящий, а не карикатурный) — это человек, который умеет, и мечтать, и реализовывать свои мечты. Лентяй (по определению) — это тот, кто не хочет, не способен по-настоящему мечтать, хотя способно­сти у него могут и быть. В этом смысле, лентяй близок к дураку: мог сделать что-то значительное, но не захотел (лучший пример — алкоголики, любимая тема разговоров у которых — “вот какой я был — молодец, герой, супермен —раньше”, "вот если бы я раньше захотел”...). Бездар­ность — это тот, кто может и очень даже хочет, но совер­шенно не способен... (бездарность при этом может быть большим начальником и даже президентом). Бездарность способна пробраться на престижную работу, но саму работу она делать не умеет, потому и — Бездарность.

Для логической полноты можно выделить и такой стере­отип, который и мечтать о значительном не способен (раз­рушенная мотивационная сфера) и делать толком ничего не умеет (разрушенная операциональная сфера) — это, скорее всего больной человек, над которым просто грешно смеять­ся. И, наконец, такой стереотип, который мечтает скромно и. главное, способен осуществлять свои скромные мечты, но не более того: он “свое место знает”—это обычный, нормальный человек, у которого все как у людей (потому и норма...).

Таблица 3.

Схема принципиального различения стереотипов труженика, лентяя, бездарности и др.

Где: (+) — Критерий соответствует стереотипу, (0) — не соответствует, (?) — неопределенная степень соответствия, (+/_) — немножко соответствует, немножко не соответствует (“как у людей”...).

Критерии различия стереотипов

Труженик

Лентяй

Бездарность

Больной

Нормальный человек (обыватель)

Критерии класса:

-   активность

-   целеустремленность

-   интеллект

-   умения

+

+

+

+

?

+

+

+

+

+

0

0

?

?

?

?

?

?

?

?

Критерии ведущего:

1) желание хорошо делать конкретное дело

+

0

+

0

+/-

2) способность хорошо делать данное дело

+

+

0

0

+/-

Счастье

+

0

0

+

+


Кто же по-настоящему счастлив из выделенных стерео­типов? Если за критерий счастья взять степень соответст­вия того, что человек способен хотеть и того, что он способен достичь, то счастливым должен быть труженик, как это ни удивительно — больной человек, если его хотя бы не обижать, ведь очень немало го ему не надо (вероятно, из зависти к их простому счастью, больных очень любят обижать недалекие люди...), a также счастливым должен быть нормальный человек, т.к. “звезд с неба” он не хватает, да и не нужны ему эти “звезды” (для нормального предел мечтаний — это машина, дача, семьи, вещи и, конечно же, поездка в Америку...). А вот несчастными должны быть лентяи (к своему несчастью, они часто бывают неглупыми и рано или поздно осознают, что прожили жизнь, пустую), а также бездарности (даже па высоких, постах бездарность чувствует, что ничего у нее не получается, если конечно такая бездарность еще не вошла в полный маразм или не превратилась в откровенно больную личность, но это уже другой случай...).

12. Быстро сделав такие небольшие комментарии к таб­лице, ведущий может под конец игры обратиться к главным игрокам, чтобы каждый из них сам сказал, какой стереотип он пытался изобразить, насколько у него это получилось. Не оказалось ли так, что играя лентяя, игрок на самом деле, сам того не поняв во время игры, представил настоящего труженика (или наоборот)?..

Нередко, после знакомства с таблицей, участники игры признаются, что им не удалось по настоящему представить первоначально избранные роли-стереотипы. Опыт показы­вает, что трудно сыграть настоящего лентяя, чуть легче сыграть бездарность и труженика. Очень часто по настоя­щему хорошей убедительно удастся сыграть обычного (нор­мального) человека.

Может оказаться и так, что кто-то из участников игры захочет поспорить со схемой (с преподавателем). Конечно, это хорошо, что игроки проявляют такую активность, но поскольку вопросы эти достаточно непростые и ведущий не всегда может сразу ответить на замечании игроков, то луч­ше перенести такую дискуссию либо на перемену, либо после уроков (для желающих), а может даже получше под­готовиться и провести эту дискуссию во время другой встре­чи с данными школьниками.

Если педагог или психолог не понял смысла данной иг­ровой процедуры, если он что-то понял, но не согласен с некоторыми идеями этой непростой игры, то лучше пока се не проводить. А если психолог все-таки решит (решится) провести эту методику, то особое внимание следует уделить именно этапу обсуждения и комментариям к схеме.

 


См. также

Профориентационные игры

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru