Методика позволяет определить темп выполнения ориентировочных и операциональных компонентов мышления. Может использоваться как индивидуально, так и в группе.
Ход выполнения задания.
Испытуемым предъявляется бланк со словами, в которых пропущены буквы. По сигналу психолога в течение 3 мин. они вписывают недостающие буквы. Каждый прочерк означает одну пропущенную букву. Слова должны быть существительными, нарицательными, в единственном числе.
Образец бланка.
Д-ЛО П-Л-А 3-0-ОК С-Я-О-ТЬ К-ША 0-Р-Ч
К-Н-А К-С-А-НИК С-ДА К-Р-ОН С-Е-ЛО У-И-Е-Ь
В-ЗА 3-Р-О К-Ы-А А-Е-Ь-ИН Н-ГА В-С-ОК
Т-А-А С-А-Ц-Я М-НА С-Г-ОБ К-У-КА Ч-Р-И-А
Д-ЛЯ В-Т-А С-А-КА К-П-С-А К-НО П-Д-АК
С-У-А Т-У-О-ТЬ Б-ДА П-Р-А С-А-А С-Е-О-А
Ч-ДО Б-Л-ОН П-Е-А К-Н-О-А
Обработка результатов.
Подсчитать количество правильно составленных слов в течение 3 мин.
Показателем быстроты мышления и одновременно показателем подвижности нервных процессов (Н.П.) выступает количество правильно составленных слов:
- менее 20 слов из 40 - низкая быстрота мышления и подвижность Н.П.;
- 21-30 слов - средняя быстрота мышления и подвижность Н.П.; :
- 31 и более слов - высокая быстрота мышления и подвижность Н.П.