Тесты на внимание

   Обзор наиболее известных и часто применяемых тестов на внимание.

Корректурная проба Бурдона

   Поводится индивидуально и в группе, у испытуемого должно быть желание выполнить задание.

Инструкция

   Вариант 1: «На бланке напечатаны наборы букв русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивайте буквы «К» и «Н» и отмечайте их. Букву «К» нужно зачеркнуть, букву «Н» - обвести кружком. Задание необходимо выполнить быстро и точно. По команде «Черта» поставить черту на бланке. Работа начинается по команде психолога. Время работы – 5 минут».

Вариант 2: «Вы должны просматривать эти буквы строчка за строчкой, слева на право и вычеркивать все буквы «К» и «Р». вычеркивать нужно ставя вертикальные черточки. иногда я сам буду ставить на Вашем бланке черточки – это будет отметка времени, на это Вы не должны обращать внимания. Старайтесь просматривать строчки и вычеркивать буквы как можно быстрее, но самое главное в этом задании – работать без ошибок, внимательно, ни одной буквы «К» или «Р» не пропустить и не одной лишней не вычеркнуть».

Тестирование и обработка результатов

   Экспериментатор включает секундомер и дает испытуемому сигнал начать. По прошествии каждой минуты экспериментатор ставит знак в том месте, где испытуемый держит в это время карандаш, стараясь не мешать.

Рассчитать:

1. Продуктивность внимания (количество просмотренных букв за 5 мин.);

2. Точность выполнения:

А = å / (å + 0)

Где å - количество правильно вычеркнутых букв; О – количество ошибок.

Если испытуемый не допускает ни одной ошибки, этот показатель равен единице, при наличии ошибок он всегда ниже единицы.

Е = S * A

Здесь Е – показатель продуктивности, S – число всех просмотренных знаков, А – показатель точности. Он характеризует не только чистую производительность – правильно воспринятые знаки из числа просмотренных, но и имеет некоторое прожективное значение. Например, если испытуемый в течение 5 минут посмотрел 1500 знаков и из них правильно оценил 1350, то с определенной вероятностью можно предсказать его продуктивность в течение более длительного времени.

3. Успешность работы оценивается как

А = В + С

Здесь В – количество посмотренных знаков, С – показатель точности, который рассчитывается по формуле С = (n*100)/m

Где n – общее количество букв, m - количество вычеркнутых букв.

Таблица показателей успешности работы студентов

Количество знаков

В

Точность в %

С

Меньше 1560

4

Меньше 81,9

1

1560-1720

5

81,9-83,0

2

1720-1880

6

83,0-84,1

3

1880-2040

7

84,1-85,1

4

2040-2200

8

85,1-86,2

5

2200-2360

9

86,2-87,3

6

2360-2520

10

87,3-88,4

7

2520-2680

11

88,4-89,5

8

2680-2840

12

89,5-90,6

9

2840-3000

13

90,6-91,6

10

3000-3160

14

91,6-92,7

11

3160-3320

15

92,7-93,8

12

3320-3480

16

93,8-94,9

13

3480-3640

17

94,9-96,0

14

3640-3800

18

96,0-97,0

15

3800-3960

19

97,0-98,1

16

3960-4120

20

98,1-99,2

17

4120-4280

21

Больше 99,2

18

4280-4440

22

4440-4600

23

4600-4720

24

4720-4920

   25

Корректурная проба с кольцами Ландольта

   Данный тест является модификацией корректурной пробы Бурдона. Предлагается таблица с 22 строчками колец, в каждой строчке по 30 колец. Надо отыскивать и зачеркивать в каждой строчке кольцо с разрывом на 12 ч.

Инструкция

   «Вы должны просматривать эти кольца строчка за строчкой, слева на право и вычеркивать все кольца с разрывом на 12 часов. Вычеркивать нужно ставя вертикальные черточки. иногда я сам буду ставить на Вашем бланке черточки – это будет отметка времени, на это Вы не должны обращать внимания. Старайтесь просматривать строчки и вычеркивать кольца как можно быстрее, но самое главное в этом задании – работать без ошибок, внимательно, ни одного кольца не пропустить и не одной лишней не вычеркнуть».

Обработка результатов

   Рассчитываются коэффициенты:

1. Продуктивность внимания (количество просмотренных колец за 5 мин.).

2. Точность выполнения:

А = å / (å + 0).

Здесь å - количество правильно вычеркнутых колец; 0 – количество ошибок.

Если испытуемый не допускает ни одной ошибки, этот показатель равен единице, при наличии ошибок он всегда ниже единицы.

Е = S * A

Здесь Е – показатель продуктивности, S – число всех просмотренных знаков, А – показатель точности. Он характеризует не только чистую производительность – правильно воспринятые знаки из числа просмотренных, но и имеет некоторое прожективное значение. Например если испытуемый в течение 5 минут посмотрел 1500 знаков и из них правильно оценил 1350, то с определенной вероятностью можно предсказать его продуктивность в течение более длительного времени.

3. Успешность работы оценивается как

А = В + С

Здесь В – количество просмотренных знаков, С – показатель точности, который рассчитывается по формуле С = (n x 100) / m, где n – общее количество колец, – количество вычеркнутых колец.

Изучение распределения внимания

   Психолог предлагает испытуемым следующие задания.

Часть А. Написать числа от 1 до 20, одновременно считая вслух от 20 до 1. Если он сразу начинает сбиваться – у него слабое распределение внимания.

Часть Б. Считать вслух от 1 до 31, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». Например: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»

Обработка результатов

   Подсчитать ошибки: максимум – 12, минимум – 0.

Принято считать, что: хорошее распределение внимания соответствует количеству ошибок от 0 до 4. Среднее: от 5 до 7. Ниже среднего: от 8 до 10. Плохое: от 11 до 12.

Образец правильного счета: 1, 2, -, 4, 5, -, 7, 8, -, 10, 11, -, -, 14, -, 16, 17, -, 19, 20, -, 22, -, -, 25, 26, -, 28, 29, -, - (черта замещает числа, которые нельзя произносить).

Сложение чисел с переключением

   В данном тесте изучается переключение и устойчивость внимания. Психолог предлагает испытуемому в течение 10 мин с возможно большей скоростью и точностью складывать два однозначных числа, написанных одно под другим. Сложение производится различными способами, меняющимися каждую минуту.

1-й способ: нужно сложить два числа (верхнее и нижнее), к полученной сумме прибавить единицу и результат записать рядом с верхним числом справа, а предыдущее верхнее число подписать внизу. Полученную пару снова сложить аналогичным способом и т.д. если сумма выражена двузначной цифрой, то записывается только цифра, обозначающая единицы, а цифру, обозначающую десятки, отбрасывают (если сумма равна 12, то записывается 2). Например:

1 4 6 1 8 0 9 0 0 1.

2 1 4 6 1 8 0 9 0 0 и др.

2-й способ: вначале осуществить сложение верхнего и нижнего чисел, как и в 1 способе, но от суммы вычесть единицу и результат записать рядом с нижним числом первой пары, а нижнее число первой пары переносят вверх.

Например:

1 2 2 3 4 6 9 4 2 5

2 2 3 4 6 9 4 2 5 6 и т.д.

В подготовительной части испытуемый складывает два числа по 1 способу (5 мин), затем сложение по 2 способу (5 мин). После этого высчитывается среднее количество произведенных счетных операций в минуту.

В основной части эксперимента он по сигналу начинает складывать предложенные пары цифр 1 способом. Через минуту дается сигнал «Время» и испытуемый, поставив вертикальную черту, должен начать складывать числа по 2 способу с той пары цифр, на которой его застал сигнал. Так он работает в течение 10 мин, через каждую минуту переходя от одного способа сложения к другому. За это время он производит 9 переключений.

Обработка результатов

   1. Подсчитать среднее количество произведенных операций за 1 мин в условиях переключения. 18 и более правильных операций свидетельствуют о сравнительно быстром протекании психических процессов; 8 и менее операций указывают на замедленность и подтверждают малую способность испытуемого.

2. Вычислить степень переключаемости. Для этого требуется разделить среднее количество счетных операций на 1 мин в условиях переключения на среднее количество счетных операций в минуту, которое испытуемый выполнил без переключения. Чем ниже степень преключаемости у данного ребенка, тем хуже у него результат умственной деятельности на уроках при частом переключении внимания.

Изучение уровня внимания у школьников в 3-4 классах

Инструкция

   «Материал, который ты получишь, содержит разные ошибки, в том числе смысловые. Найди и исправь их».

Тестирование и обработка результатов

   После оглашения инструкции раздается текст, для исправления которого не требуется знание правил, а необходимо только внимание. Неисправленная ошибка – это ошибка внимания. Текст содержит 10 ошибок.

Подсчитать количество ошибок:

0 – 2 ошибки свидетельствует о высоком уровне внимания;

3 – 4 ошибки - о среднем;

5 и более - о низком.

Текст задания

   Ошибки в тексте подчеркнуты.

Старые лебеди склонили пред ним горые шеи. Зимой в саду расцвели яблони. Взрослые и дети толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В ответ я киваю ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и тряталось за ним. Сорняки шипучи и плодовиты. Настоле лежала карта нашего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.

Счет по Крепелину

   Данный тест предназначен для исследования волевых усилий, упражняемости и утомляемости испытуемых. Можно использовать для изучения психического темпа, колебаний внимания, переключаемости.

Испытуемому предлагают складывать числа, напечатанные одно под другим, и записывать результат, отбрасывая десяток. Так, например, если в ряду встречается 12, то нужно снизу подписать 2, а не всю сумму. Можно предложить записывать испытуемому всю сумму полностью. Затем испытуемого предупреждают о том, что он должен решать примеры в строчке до тех пор, пока экспериментатор не скажет «Стоп» /обычно через 15 сек после начала/. После этого он должен начать следующую строчку. Испытуемому объясняют также, что он должен работать быстро и без ошибок.

Отмечая, сколько сложений выполнил испытуемый за каждые 15 с правильно и сколько допустил ошибок, можно построить график его работоспособности. Это можно сделать путем очеркивания по строкам количества сложенных пар, и получается кривая утомляемости.

Кривые утомляемости:

- гиперстенический – начало выполнения задания в быстром темпе и очень рано проявляется истощаемость; в последующем эпизодически отмечается кратковременное улучшение показателей, но, в целом, обычно не достигая первоначального уровня;

- гипостенический – отмечается постепенное увеличение времени и постепенная истощаемость, которая увеличивается без резких колебаний.

Самый низкий результат сложенных пар отмечается к концу задания. Чем больше пиков, тем больше напряжение воли, внимания.

Коэффициент работоспособности рассчитывается по формуле:

Краб = S2 / S1

Здесь S2 – сумма правильно выполненных сложений последних четырех строк, S1 - сумма правильно выполненных сложений первых четырех строк.

Если Краб приближается к единице, то это означает, что утомления практически не происходит.

Если существует большая разница в выполнении строк – это свидетельствует о трудновключаемости. Увеличение ошибок к концу работы – утомляемость. Если ошибки не нарастают, а колеблются – колебания внимания. Если к концу ошибки вообще исчезают, то это принцип научения и хорошей врабатываемости.

Отсчет по Блейхеру

   Тест заключается в отсчете от 100 до 0. Каждый раз от числа надо отнимать не 1, а 3, 7 или 13. Испытуемый должен считать про себя, а вслух называть полученное при очередном вычитании число. В промежутках между называнием испытуемым чисел психолог равномерно ставит точки (для приблизительного хронометража), можно однако фиксировать длительность пауз и секундомером.

При наличии повышенной истощаемости длительность пауз в конце, несмотря на то, что задание становится более легким, увеличивается.

Возможны два варианта ошибок:

- ошибки в единицах и, главным образом, при переходе через десяток – это свидетельствует о некоторой интеллектуальной недостаточности;

- ошибки в десятках – характерен, главным образом для испытуемых с неустойчивым вниманием.

При выраженном слабоумии с недостаточностью критики отсчитывании ведется вопреки инструкции – вместо 7 отнимается 10 и т.д. причем эти ошибки не всегда удается коррегировать.

Таблицы Шульте

   Используются для исследования психического темпа, скорости ориентировочно-поисковых движений взора, для исследования объема внимания к зрительным раздражителям.

Инструкция

   «Нужно показывать и называть вслух все числа по порядку от 1 до 25. Постарайтесь делать это как можно скорее и без ошибок».

Обработка результатов

   Анализ результатов проводится по счету цифр /30-40 с/ внутри одной таблицы /задержки, ошибки, темп/ и по времени, потраченном на каждую таблицу. В норме на все таблицы обычно затрачивается одинаковое время. Неравномерность психической деятельности видна, когда испытуемый неожиданно останавливается и не может найти следующую цифру /чаще при сосудистой психоорганике/.

При выполнении задания можно проследить:

- характер выполнения (азартность, формализм, педантичность);

- эмоциональная сфера (апатичность, холодность, неадекватность, самодовольство, вспыльчивость, плаксивость, потеря чувства дистанции);

- речь (усиление или ослабление громкости речи, демонстративный шепот, молчание, оханье, стоны).

Таблица перевода оценок времени в двадцатибалльную шкалу (норма 15-17):

Время

Т

Время

Т

Меньше 113

20

213-223

9

113-123

19

223-233

8

13-133

18

233-243

7

133-143

17

243-453

6

143-153

16

253-263

5

153-163

15

263-273

4

163-173

14

273-283

3

173-183

13

283-293

2

183-193

12

293-303

1

193-203

11

303-314

0

203-213

10

Методика Ф. Горбова

   Испытуемому предлагают показывать на специальной таблице и называть числа в следующем порядке: 1 черное и 24 красное, 2 черное и 23 красное, 3 черное и 22 красное и т.д. фиксируется количество пар черно-красных цифр, просмотренных в каждую минуту. Обычно в норме счет заканчивается на конце второй минуты, редко в начале третьей минуты. По результатам счета по минутам хорошо видна истощаемость внимания, связанная с переключаемостью.

Тест Торндайка

   Тест на избирательность внимания. Задача испытуемого – отыскать десять заданных трехзначных чисел среди фонового материала. Те испытуемые, кто после двух-трех проб улавливают порядок последовательности искомых чисел, очень легко могут сознательно убыстрить процесс нахождения эталонных чисел. В индивидуальном эксперименте фиксируется стиль работы испытуемого. Выделено три разных стиля:

а) систематический (последовательно просматриваются все числа);

б) оптимальный (сознательно организованный и упорядоченный в соответствии с предлагаемой последовательностью расположения искомых чисел);

в) хаотичный (испытуемый наугад смотрит в разные зоны фонового материала).

Среднее время нормы поиска 10 чисел – 190-211 сек. Исследования нормы показывают, что успешность женщин выше, чем у мужчин, с возрастом в обеих группах успешность падает. Показатель успешности коррелирует с показателем интеллекта в целом и уровнем академического обучения.

Ключ по столбцам:

1 столбец – нет,

2 столбец – 5 цифра,

3 столбец – нет,

4 столбец – 3 цифра,

5 столбец – 1 цифра,

6 столбец – 7 цифра,

7 столбец – 4 цифра,

8 столбец – 9 и 10 цифры,

9 столбец – 2 цифра,

10 столбец – 6 и 8 цифры.

Тест отыскания чисел (В. Л. Маршук)

   Используется при исследовании распределения внимания. На бланке таблица 5 Х 5, в которой в случайном порядке нанесены числа от 1 до 40 (15 чисел пропущено). Перед обследуемым ставится задача – записывать на контрольном бланке в порядке очередности числа, которых нет на бланке (пропуск отсутствующего числа считается ошибкой).

Время работы с бланком в норме – 90 секунд.

Рассчитывается коэффициент продуктивности:

П = Nпр / Т

Здесь Nпр - количество правильно переписанных чисел, Т - время.

Можно использовать модификацию данной методики. В этом случае в чистом бланке надо расставить приведенные числа в образце в последовательности возрастания.

Ключ 1-й таблицы: 3 4 9 12 19 22 24 31 34 38 42 46 47 52 53 60 67 68 72 86 87 89 91 94 96

Ключ 2-й таблицы: 5 8 11 13 19 25 28 31 34 36 42 44 54 58 63 65 66 72 75 78 82 84 94 96 99

Устойчивость внимания по Риссу

   Методика определяет устойчивость внимания при его сосредоточении и влияние длительной работы на концентрацию внимания.

Модификацией теста Риссу является проба переплетенных линий Рея.

Инструкция

   "На бланке Вы видите ряд линий, перепутанных между собой. Ваша задача – проследить каждую линию слева направо и у правого конца поставить тот номер, который стоит на бланке у ее левого конца. Вы долны начать с первой линии, потом перейти ко второй и т.д. Следить за линиями только глазами, помогать пальцами, карандашом нельзя. Старайтесь работать быстро и не делать ошибок".

Обработка результатов

   При анализе следует учитывать:

- преобладает ли установка на скорость или установка на точность работы,

- трудно ли сосредоточить внимание на прослеживании линий, появляется ли желании помочь себе каким-нибудь путем или выполняет задание без труда,

- при устном опросе необходимо установить: что в данном задании было трудным, боялся ли сделать ошибки, как он относится к своим ошибках.

При определении количественных показателей учитывается время, затраченное испытуемым на нахождение линий. Можно фиксировать время , за которое исследуемый находит окончания пяти линий по порядку (с 1 по 5, с 6 по 10 и т.д.) это дает возможность судить о влиянии упражняемости или утомляемости на выполнение задания.

Ошибки в нумеровании линий и медленное выполнение задания свидетельствуют о низкой способности к устойчивой концентрации внимания при прослеживании линий. Об устойчивости /истощаемости/ концентрированного внимания можно судить по снижению темпа выполнения задания от начала к его концу.

Время, затрачиваемое на выполнение задания: 3 мин. 30 сек. означает отличный результат, 6-7 мин. - средний, от 13 мин и выше - плохой.

В норме количество ошибок колеблется от 0 до 7.

Ниже приводится перевод сырых баллов в процентили по этому тесту.

Процентили

Возраст

5

6

7

8

9

10

11

12

Взрослые, студенты

10

32

24

14

12

10

8

6

8

6

25

24

16

12

10

8

8

6

6

6

50

16

12

10

8

8

6

6

6

4

75

14

10

8

6

6

6

4

4

4

90

10

8

6

6

6

4

4

4

4

Количество ошибок в 16 кривых

10

13

9

8

5

3

3

2

2

2

25

10

7

4

3

2

2

1

1

0

50

5

5

2

2

1

1

1

1

0

75

4

2

1

0

0

0

0

0

0

90

1

0

0

0

0

0

0

0

0

Тест Кюсси

   Исследуется избирательность внимания. Использование методики только в условиях индивидуального эксперимента.

Инструкция

   "Вам будет предложено последовательно одна за другой несколько карточек, на которых нарисованы крестики. Фигура-эталон, изображенная крестиками слева, имеется в замаскированном виде справа. Ваша задача отыскать ее и очертить карандашом. Работать как можно быстрее".

Время выполнения одной карточки не должно превышать 1 мминуты.

Показатели теста Кюсси вычисляются по скорости и степени точности выполнения каждого задания. При решении задачи возможны ошибки двух видов:

1) элементы ошибочно включены в искомую фигуру;

2) пропущены элементы, которые испытуемый должен был включить в искомую фигуру.

Точность выполнения задания – В – вычисляется по формуле успешности, которая часто используется в исследованиях по восприятию:

В = (С – W) / (С + О) x S

Здесь С – общее количество всех отмеченных испытуемым элементов, W – количество неправильно отмеченных элементов, О – количество пропущенных элементов, которые следовало отметить, S – количество всех элементов в карточке.

Вводится еще показатель скорости (время, затрачиваемое на выполнение). Оба показателя (точности и скорости) можно перевести в единую десятибалльную шкалу со средним показателем 5. После шкалирования получаем показатели В (точности) и Т (скорости), а общая успешность по всей методике будет А = В + Т.

Помимо показателя общей успешности А в этой методике сконструирован еще структурный показатель S , который дает представление за счет чего – скорости или точности – испытуемый достигает успеха: S = В/Т. При анализе экспериментального материала сразу ясно, что испытуемый относится к «скоростному типу», если S < 1, и к «точностному типу» если S > 1.

Кроме этих основных показателей, в данной методике есть еще мотивационный показатель, который получен благодаря включению в методику времени работы над ней, которое показывает степень заинтересованности испытуемого в решении заданий.

Поскольку методика используется при изучении влияния стресса на психику, можно использовать ее до стресса (например, экзамена) и после стресса и сравнить сдвиг показателя А.

 


См. также

Тесты способностей

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru