ИНСТРУКЦИЯ
«Обведите кружком те пункты в колонках А и Б, которые отражают то, что привлекает и что не привлекает Вас в избранной профессии. В колонке А отмечено, что «привлекает», а в Б - «что не привлекает». Отмечать следует действительно значимые для Вас пункты - то есть правила Вас не принуждают делать выбор во всех без исключения строках».
А |
Б |
1. Профессия одна из важнейших в обществе |
1. Мало оценивается важность труда |
2. Работа с людьми |
2. Не умею работать с людьми |
3. Работа требует постоянного творчества |
3. Нет условий для творчества |
4. Работа не вызывает переутомления |
4. Работа вызывает переутомление |
5. Большая зарплата |
5. Небольшая зарплата |
6. Возможность самосовершенствования |
6. Невозможность самосовершенствования. |
7. Работа соответствует моим способностям |
7. Работа не соответствует моим способностям |
8. Работа соответствует моему характеру |
8. Работа не соответствует моему характеру |
9. Небольшой рабочий день |
9. Большой рабочий день |
10. Отсутствие частого контакта с людьми |
10. Частый контакт с людьми |
11. Возможность достичь социального признания, уважения |
11. Невозможность достичь социального признания, уважения |
12. Другие факторы (какие?)
|
|
Методика изучения факторов привлекательности профессии впервые была предложена В. А. Ядовым. Здесь приводится модифицированный вариант методики (модификация И. Кузьминой, А. Реана), который использовался во многих социально-педагогических и психолого-педагогических исследованиях.
ОБРАБОТКА
По каждому из 11 факторов подсчитывается коэффициент значимости (КЗ). Коэффициент значимости определяется как: КЗ=( n + m )/ N ,
где: N - объем выборки (количество обследуемых), n - количество обследуемых, которые отметили данный фактор в колонке А, m - количество обследуемых, которые отметили данный фактор в колонке Б.
Коэффициент значимости может изменяться в пределах от-1 до +1. Результаты диагностики по группе заносятся в таблицу (форма 7.2).
Форма 7.2
Название выборки _____________________
Объем выборки N =________
Факторы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 .
n
m
КЗ _____________________________________________________________________
Иногда при интерпретации результатов допускают серьезную методическую ошибку, рассматривая только окончательный показатель КЗ и не учитывая соотношение и n и m. Необходимо же строить интерпретацию на учете как первого, так и второго аспекта. Покажем значимость этого на следующем простом примере.
Низкий коэффициент значимости фактора (близкий к нулю) нельзя автоматически трактовать как проявившуюся в данной выборке незначимость определенного фактора. Необходимо, прежде всего, оценить, каким образом этот низкий коэффициент получился.
Совершенно ясно, что два невысоких коэффициента значимости
КЗ=(55-45)/100= 0,1 и КЗ=(10-0)/100=0,1
хотя и равны между собой количественно, но качественно отражают разную реальность.
Во втором случае коэффициент значимости действительно свидетельствует о низкой значимости данного фактора в определенной выборке: 90 % респондентов вообще не назвали его в числе значимых - не обратили на него внимания.
В первом же случае все 100 % опрашиваемых отметили этот фактор как значимый. Низкий КЗ в этом случае говорит не о низкой значимости фактора, а о его противоречивой оценке респондентами: для одних он позитивно значим (привлекает в профессии), а для других - негативно значим (не привлекает в профессии).