Профориентационный тест "Кубок профессий"

Название теста

  Профориентационный тест "Кубок профессий"

 

Предназначение

  Данная профориентационная психодиагностическая методика предназначена для очерчивания круга профессий, находящихся у оптанта на пересечении его направленности (интересов и склонностей – "хочу") и возможностей (способности и состояние здоровья – "могу").

Методика весьма проста и оперативна в использовании. При этом дает довольно много информации о текущем состоянии процесса профессионального самоопределения оптанта.

Стимульный материал включает в себя 64 профессии (наиболее востребованные на текущий момент). Оптант сравнивает эти профессии между собой, отсекая нежелательные. Этот прием (отсекание) побуждает оптанта хотя бы на мгновение "примерить" каждую профессию на себя. Если бы он выбирал желательные профессии, в этом случае оптант действовал бы больше по привычке (он привык считать, например, профессию юриста лучшей на свете – он сразу ее отметил, проигнорировав остальные).

Методику можно применять индивидуально и в группе. Она имеет не только диагностическое, но и развивающее значение – можно использовать в программах профориентационных тренингов.

 

Оцениваемые качества

  Профессиональное самоопределение

 

Возрастная категория

  12+

 

Порядок проведения

Для диагностики понадобится:

– бланки ответов в количестве 2 шт. на одного оптанта,

– комплект фломастеров на каждого оптанта: красный, синий, зеленый.

В принципе, фломастеры можно заменить на цветные карандаши или на комплект: синяя ручка, черная ручка, карандаш. Но с фломастерами результат выглядит нагляднее и более эстетично (что тоже важно).

Оптантам зачитывается инструкция: сначала одна (перед работой с первым бланком), потом вторая (перед работой со вторым бланком).

Время не ограничивается. Наоборот, непосредственно уже по ходу диагностики можно призывать участников не торопиться, лучше думать.

 

Инструкция

  1. Перед вами на столе два бланка. Они совершенно одинаковые. Возьмите один. Подпишите его сверху ручкой – укажите свое имя и фамилию. Рядом напишите слово "хочу". Это значит, что сейчас мы будем выбирать профессию – ту, которая вам по душе, ту, к которой у вас интерес, ту, к которой у вас склонности.

Перед вами 16 клеточек. В каждой клеточке 4 профессии. Сначала работаем с первой клеточкой. В этой клеточке, как я уже сказал, 4 профессии. Возьмите в руки красный фломастер. Из этих четырех профессий выберите ту, которая вам меньше всего нравится. Меньше всего нравится. Подумайте и зачеркните ее. У вас в клеточке осталось 3 профессии. Из оставшихся трех профессий опять выберите ту, которая меньше всего нравится, по которой вы бы не хотели работать. Тоже ее зачеркните. Останется две профессии. И опять – выберите ту, которая меньше нравится и зачеркните ее. В клеточке останется одна профессия. Перейдем к следующей клеточке. Там то же самое. Во всех 16-ти клеточка должна остаться одна профессия. Все понятно? Начали...

Отложите в сторону красный фломастер. Возьмите в руки синий. Все взяли? Теперь работаем со строчками. Вот строка, помеченная цифрой 1. В ней у вас 4 профессии. Опять – зачеркните ту, которая меньше нравится. Делаем то же самое. В итоге у нас в каждой строке должна остаться одна профессия. Начали...

Отложите в сторону синий фломастер. Возьмите зеленый. У вас осталось четыре профессии. Опять зачеркните одну, вторую, третью. Чтобы осталась одна профессия. Можете эту последнюю профессию, которая вам нравится больше других, даже обвести кружочком.

2. Отложите в сторону первый бланк. Возьмите второй. Тоже его подпишите. Теперь рядом напишите слово "могу". Это значит, что теперь мы будем выбирать профессию согласно своим возможностям, как вам это кажется. Возможности состоят из двух качеств: способностей (например, физическая сила или интеллект) и состояние здоровья.

Действуем по прежней схеме. Сначала работаем с первой клеточкой. Вы берёте в руки красный фломастер и зачеркиваете ту профессию, которая для вас слишком сложна, в которой, как вам кажется, вы добьетесь меньше всего успехов из-за своих способностей или состояния здоровья. Начали...

Тот, кто закончил с клеточками, переходим к строчкам. Не забываем менять фломастеры. В строчках мы зачеркиваем синим фломастером, а в конце зеленым.

 

Задания

  Стимульный материал (pdf)

 

Обработка результатов

  Производится качественный анализ результатов. На что следует обратить внимание:

– какая профессия победила в "хочу"?

– какая профессия победила в "могу"?

– это одна и та же профессия?

– если есть противоречие между "хочу" и "могу", то в чем (предположительно) характер этого противоречия (почему "хочу", но не "могу" и почему "могу", но не "хочу")?

– попробовать уяснить ценностную сферу оптанта по таблице "хочу" (какие профессии он сразу отметает и почему);

– попробовать уяснить самооценку оптанта по таблице "могу" (какие профессии он сразу отметает и почему);

– уяснить, к какому типу профессий оптант более склонен (например, по известной типологии "Человек – Человек", "Человек – техника" и т.д.);

– как коррелируют результаты по этой методике с другими тестами.

 

Год разработки теста

  2015

 

Номер версии

  1.0

 

Постоянная ссылка

  http://azps.ru/tests/proforientation/kubok_professiy.html

 

Библиографическая ссылка

1. Профориентационный тест "Кубок профессий" [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru) : [web-сайт]. 16.09.2015. – Режим доступа: http://azps.ru/tests/proforientation/kubok_professiy.html (16.09.2015).

 

Разработчик

  Лаборатория azps.ru

 

Лицензия

  Текстовое содержимое доступно в соответствии с GNU Free Documentation License.

 


См. также

Профориентационные тесты

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru