Ребенку предлагается любая картинка, на которой изображены люди и различные предметы (например, такая, которая изображена ниже). Его просят в течение 5 минут как можно подробнее рассказать о том, что изображено и что происходит на этой картинке.
Рисунок. Примерная картинка к методике, предназначенной для определения активного словарного запаса ребёнка младшего школьного возраста:
Речь ребенка фиксируется в специальном протоколе, форма которого приводится в таблице, и затем анализируется.
Таблица. Форма протокола к методике оценки активного словарного запаса младшего школьника
№ п/п |
Фиксируемые признаки речи |
Частота употребления этих признаков ребёнком |
1 |
Существительные |
|
2 |
Глаголы |
|
3 |
Причастия |
|
4 |
Деепричастия |
|
5 |
Прилагательные в начальной форме |
|
6 |
Прилагательные в сравнительной степени |
|
7 |
Прилагательные в превосходной степени |
|
8 |
Союзы |
|
9 |
Предлоги |
|
10 |
Частицы |
|
11 |
Однородные члены предложения |
|
12 |
Сложные предложения с союзами типа «и», «а», «но», «да», «или» и др. |
|
13 |
Сложные предложения, соединённые подчинительными союзами типа: «который», «потому что», «так как» и др. |
|
14 |
Вводные конструкции, начинающиеся со слов «во-первых», «по моему мнению», «я думаю», «мне кажется» и т.п. |
|
В этом протоколе отмечается частота употребления ребенком различных частей речи, сложных предложений с союзами и вводных конструкций, что свидетельствует об уровне развития его речи. Во время проведения психодиагностического эксперимента все эти признаки, включенные в форму протокола, отмечаются в его правой части.
Оценка результатов
10 баллов ребенок получает в том случае, если в его речи (рассказе по картинке) встречаются не менее 10 из перечисленных в протоколе признаков.
В 8-9 баллов его речь оценивается тогда, когда в ней обнаруживается не менее 8-9 разных протокольных признаков.
6-7 баллов за свою речь ребенок зарабатывает при наличии 6-7 разных признаков.
Оценка в 4-5 баллов ему дается за присутствие в речи 4-5 разных признаков.
2-3 балла - в речи присутствуют 2-3 признака.
0-1 балл - рассказа нет или в нем имеются 1-2 слова, представляющие собой одну-единственную часть речи.
Выводы об уровне развития
10 баллов - очень высокий.
|