Основные операции как стороны мыслительной деятельности

   Мыслительный процесс начинается с осознания наличия проблемной ситуации. При этом мыслительный процесс всегда направлен на разрешение какой-либо задачи, и это свидетельствует о том, что исходная ситуация дана в представлении субъекта неадекватно, в случайном аспекте, в несущественных связях. Таким образом, возникает потребность в разрешении задачи, в том, чтобы прийти к более адекватному, эффективному познанию.

На пути к такому более адекватному познанию своего предмета и разрешению стоящей задачи мышление идет посредством многообразных операций, составляющих различные взаимосвязанные и друг в друга переходящие стороны мыслительного процесса. Эти операции суть:

- сравнение,

- анализ,

- синтез,

- абстракция,

- обобщение и др.

С. Л. Рубинштейн отмечает, что все эти операции можно рассматривать в качестве частного случая или различными сторонами одной основной операции мышления - опосредования. Опосредование - раскрытие все более существенных объективных связей и отношений.

В операции сравнения сопоставляются разные вещи, явления, их свойства. В результате вскрываются разного рода тождества и различия. Тождество разных предметов, явлений, свойств приводит к классификации. Понимание различия не приводит к новой классификации, однако способно скорректировать уже имеющуюся классификацию.

Операция сравнения часто является первичной формой познания. Недаром существует максима, что все познается в сравнении. Сравнение еще можно назвать элементарной формой познания. В нем в основном постигаются внешние стороны бытия, данные нам в наглядности. Более глубокое познание требует раскрытия внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Для этого предназначены другие мыслительные операции.

Операция анализа заключается в мысленном расчленении предмета, явления, ситуации, в выявлении составляющих элементов, частей, моментов, сторон. С помощью анализа мы вычленяем явления из тех случайных несущественных связей, в которых они часто даны нам в восприятии.

Операция синтеза заключается в восстановлении целого, расчлененного с помощью анализа. Анализ вскрывает более или менее существенные связи и отношения выделенных анализом элементов.

Анализ и синтез поэтому тесно связаны между собой. Нет большого смысла в анализе без синтеза и синтезе без анализа. Поэтому можно эти операции даже объединить в одну - операцию анализа-синтеза. Анализ расчленяет проблему, синтез по-новому объединяет данные для ее разрешения. Зачастую эти операции быстро сменяют друг друга: новое понимание, полученное с помощью анализа, дает пищу и толчок синтезу; равно как и наоборот.

Анализируя и синтезируя, мысль идет от более или менее расплывчатого представления о предмете к понятию, в котором анализом выявлены основные элементы и синтезом раскрыты существенные связи целого. При этом, как и другие операции, анализ и синтез со временем совершенствуются. Сначала эти операции формируются в практике, тренируясь на наглядных понятиях. Постепенно анализ и синтез затем становятся операциями или сторонами теоретического мыслительного процесса. Анализу и синтезу начинают подвергаться уже сложные абстрактные понятия.

В идеале анализ-синтез какого-либо объекта должен закончиться тем, что он начинает восприниматься как система: включающая в себя известное количество частей, но при достаточно полном понимании связей между этими частями, между частями и целым. Если, например, кто-либо задался целью изучить работу двигателя внутреннего сгорания, ему сначала предстоит познакомиться со всеми деталями этого устройства (анализ), а затем уже понять то, как они все вместе работают (синтез). Нет большого смысла в том, чтобы лишь изучить список деталей (разве что лишь студентам при подготовке к экзамену). И совсем нет смысла в синтезе без анализа: у первого будет отсутствовать предмет для синтеза.

В целом анализ и синтез тесно переплетены друг с другом, но здесь следует сделать несколько оговорок. Во времени анализ и синтез могут быть сильно разнесены. Поэтому анализ может не требовать немедленного синтеза. Продолжая аналогию, можно сказать, что студент на первом курсе может узнать устройство двигателя внутреннего сгорания (его составные части), а на втором - то, как эти части работают сообща, вырабатывая механическую энергию. Синтез к тому же имеет несколько более практического смысла. Он имеет больше сослагательного наклонения: "Что будет, если части поменять местами?", "Как повысить коэффициент полезного действия за счет изменения деталей?" и т.д. Поэтому один анализ может породить много разных синтезов.

Также в некоторых ситуациях на передний план может выходить анализ, а в других ситуациях - синтез. Это зависит от характера задачи. В некоторых ситуациях приходится "перелопачивать" множество информации для того, чтобы проанализировать объект в должной мере. И при этом как только анализ закончен, практически автоматически наступает синтез. Например, руководитель организации долго анализировал причины падения производительности труда или снижения продаж, но как только он разобрался в причинах, вывод напросился "сам собой" - уволить своего заместителя или повысить расходы на рекламу. Может быть и обратная ситуация: анализировать особенно нечего, зато синтез может занять очень продолжительное время.

С. Л. Рубинштейн отмечает, что в самом складе некоторых людей наблюдается преимущественная склонность - у одних к анализу, у других к синтезу. Бывают поэтому люди с аналитическим складом ума. У этих людей главная сила заключается в точности и четкости суждений. У других людей особая сила - в широте и качестве синтеза. Люди с аналитическим складом ума чаще склонны к науке и работе аналитиками (например биржевыми). Люди с синтетическим складом ума предпочитают практическую деятельность - чаще становятся предпринимателями, руководителями.

Следующие мыслительные операции - абстракция и обобщение. Абстракция - выделение, вычленение и извлечение одной какой-нибудь стороны, свойства, момента явления или предмета, в каком-нибудь отношении существенного, и отвлечение от остальных.

Все мыслительные операции зарождаются в плане действий индивида. Абстракция - не исключение. Она естественным образом возникает в практике. Дело в том, что действие направлено лишь на отдельные свойства предметов или явлений. Так, например, поедая яблоко или кусок торта, мы имеем дело со съедобностью этих предметов. Цвет или форма их, например, имеет второстепенное значение для данного действия. Так мы постигаем абстрактное свойство предметов - съедобность. Когда ребенок катает по столу или по полу мячик и апельсин, он постигает абстрактное свойство - катаемость.

В силу бесконечного многообразия действительности никакое восприятие не в состоянии охватить все ее стороны. Поэтому абстракция во много носит прагматический характер - мы познаем лишь те абстракции, которые могут оказаться полезными и/или в данное время затрагивают наши эмоции.

Примитивная чувственная абстракция зарождается как результат избирательной функции внимания, теснейшим образом связанной с организацией действия. Существует и высшая форма абстракции, связанная с абстрактными понятиями и не возможная вне абстрактно-логического мышления. Начиная с отвлечения от одних чувственных свойств и выделения других чувственных же свойств, т.е. чувственной абстракции, абстракция затем переходит в отвлечение от чувственных свойств предмета и выделение его нечувственных свойств, выраженных в отвлеченных абстрактных понятиях. Высшая абстракция является результатом, стороной опосредования, раскрытия все более существенных свойств вещей и явлений через их связи и отношения.

Вряд ли вообще человеческое сознание способно придумать хотя бы одно абстрактное понятие, никак не связанное с действительностью. До сих пор, по крайней мер, это никому не удалось сделать. Все абстрактные понятия так или иначе связаны с действительностью - хотя бы через цепочку промежуточных понятий. Переходя к абстрактному, которое раскрывается через отношения конкретных вещей, мысль не отрывается от конкретного, а неизбежно снова к нему возвращается. При этом возврат к конкретному, от которого мысль оттолкнулась на своем пути к абстрактному, всегда связан с обогащением познаний.

Как анализ и синтез тесно связаны между собой, так же и абстракция тесно связана с обобщением. Эта мыслительная операция, иначе называемая генерализацией, тоже зарождается в плане действия. Индивид одним и тем же обобщенным действием отвечает на различные раздражения и производит их в разных ситуациях на основании общности лишь некоторых их свойств. Само действие может различаться в деталях, однако оно следует одной и той же схеме.

Эта генерализованная схема является как бы "понятием в действии", то есть двигательными (моторным) понятием. Применение этого моторного понятия к одной и неприменение к другой ситуации - как бы суждением в действии, или двигательным, моторным "суждением". Здесь не имеется в виду собственно суждение как сознательный акт или собственно понятие как осознанное обобщение, а только их действенная основа, корень и прототип.

Обобщение помогает нам раскрывать существенные связи различных предметов и явлений. Выявление общего - важный шаг для понимания окружающего мира. Почему разные растения имеют зеленый цвет? почему большие собаки сильнее слабых? почему все люди умирают? почему все двери прямоугольные? - не на все вопросы так просто ответить, однако само по себе обобщение уже является небольшим "научным открытием" индивида.

За всяким обобщением кроется врожденная установка на поиск повторений в окружающей среде - повторяемость определенной совокупности свойств в ряде предметов указывает - пусть даже и предположительно - на наличие между ними более или менее существенных связей. Обобщение основано на наблюдении и поэтому всегда ограничено законами логики. Пока мы не увидели все растения на Земле, мы не можем сделать вывод, что все они имеют зеленый цвет. Пока мы не познакомились со всеми людьми, мы не можем, основываясь лишь на наблюдениях и обобщениях, сделать вывод о том, что все люди имеют голову. Лишь научный анализ и синтез помогут установить, что живой человек без головы не может существовать. Однако обобщение - очень сильный инструмент познания, он дает обильную пищу другим видам мыслительных операций.

Обобщение, как и абстракция, в своих высших формах является мощным инструментом раскрытия связей, отношений, при помощи которых мысль идет ко все более глубокому познанию объективной реальности в ее существенных свойствах и закономерностях. Это познание совершается в понятиях, суждениях и умозаключениях.

Литература

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.

 


См. также

Мышление

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru