Гигиена органов чувств в школьных условиях

Гигиена органов чувств в школьных условиях - Комплекс мероприятий, которые должны реализовывать психолого-педагогические работники в образовательном учреждении, направленные на профилактику расстройств органов чувств под влиянием неадекватных раздражителей и повышение работоспособности учащихся.

Условия, в которых осуществляется деятельность - освещение и окраска помещения, его оборудование, уровень звукового давления, степень удобства рабочего места и рациональность рабочей позы, имеют большое значение для учебной деятельности. Уровень освещенности и другие параметры образовательной среды могут либо благоприятствовать работоспособности, либо снижать ее.

В области гигиены органов чувств учащихся самое большое значение имеет уровень освещенности. Острота зрения при освещенности, равной 30 люкс, начинает снижаться уже после первого урока. К пятому уроку падает на 22% по сравнению с утренним уровнем. Если занятия проходят при освещенности 100 люкс, то острота зрения у тех же школьников от первого к третьему уроку повышается, а снижение к концу занятий не достигает исходного, утреннего уровня. Во все часы занятий показатели устойчивости ясного видения при люминесцентном освещении оказывались выше, чем в те же часы при освещении лампами накаливания.

Помимо достаточной освещенности рабочих мест, наиболее благоприятно влияет на работоспособность равномерно рассеянное освещение учебных помещений. Слепящий, а также мелькающий свет оказывает крайне неблагоприятное воздействие не только на зрительные функции, но и на состояние сердечно-сосудистой системы.

Довольно важной для работоспособности школьников является окраска помещения и оборудования - мебели, рабочего инвентаря. Светлые, теплые тона при одной и той же мощности источников света повышают уровень освещенности помещений и уже этим оказывают положительное влияние на работоспособность. Окраска и цвет играют известную психогенную роль. В одно и то же время дня, при одинаковой ориентации окон и окраске стен в классе со светлой мебелью освещенность на 20% выше, чем в классах с партами, окрашенными в черный и коричневый цвет.

Отмечается, что лучшее состояние зрительных функций и положительный психологический эффект бывают в случаях, когда учащиеся списывали и читали тексты, написанные желтым мелом на зеленой классной доске. В этом случае видимость повышается в среднем на 11%. В случае применения черной доски и белого мела - только на 0,1%.

Интересно, что наряду с улучшением зрительных функций достаточная освещенность помещений повышает у детей и подростков остроту слуха, что также благоприятствует работоспособности, учебной деятельности.

Комфортная комнатная температура для учебных занятий - 18-20°. При такой температуре к концу уроков количество ошибок увеличивается на 27-34%, в то время как в дискомфортных условиях оно достигает 57-82%. Высокая температура в классе (26 и более градусов) влечет напряжение терморегуляторных процессов и резкое снижение умственной работоспособности учащихся к концу урока.

В закрытых, плохо проветриваемых помещениях одновременно с повышением температуры воздуха резко ухудшаются его физико-химические свойства. Ухудшение физико-химических свойств воздуха, особенно в невысоких помещениях, также влечет за собой существенное ухудшение работоспособности.

На функциональное состояние центральной нервной системы значительное влияние оказывает так называемый "школьный шум". Уровень интенсивности шума на уроках находится преимущественно в пределах от 50 до 80 дБ. Спектр в основном включает звуки частотой от 500 до 2000 Гц. Шум до 40 дБ не вызывает отрицательных изменений в функциональном состоянии центральной нервной системы. Изменения становятся выраженными при воздействии шума в 50 и 60 дБ. Показано, например, что решение арифметических задач требовало при шуме в 50 дБ на 15-55%, а в 60 дБ на 81-105% больше времени, чем до воздействия шума. При шуме в 65 дБ у школьников отмечено снижение внимания на 12-16%.

Внутренние ощущения школьника также важны. Соответствие учебного оборудования (парты, столы, стулья и др.) длине и пропорциям тела детей и подростков обеспечивает возможность сохранения наименее утомительной рабочей позы и воспроизведения наиболее экономных движений. Однако и тогда, когда размеры оборудования и мебели соответствуют росту, длительное вынужденное положение тела вызывает утомление и отрицательно сказывается на работоспособности.

Регламентированные прямая и склоненная позы за партой весьма утомительны. Нередко это может быть усугублено нерациональной формой учебных помещений, которая требует иной, чем обычно, расстановки мебели - большого числа рядов и сокращения расстояния от доски до первых парт. Голова учащегося должна в основном направлена прямо, на учителя. Не допускается, чтобы школьник длительное время сидел к учителю боком или даже спиной, как в некоторых авангардных способах организации урока.

 


См. также

Психология образования Психологический словарь

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru