Педагогический метод индивидуального изучения детей

Задание 1 - "изготовление аппликации"

   Назначение задания: диагностика умений детей анализировать условия предьявленной в данном случае, практического характера: планировать ход ее решения, выбирать адекватные действия, критически оценивать полученный результат.

Организация работы. Ученику дают белый лист бумаги с изображением контура лодочки с парусом и цветные геометрические фигуры (4 квадрата - 2 см х 2 см., 4 прямоугольных равнобедренных треугольника с катетом в 2 см, все одного цвета).

Работа состоит из двух частей: 1 часть - выполнение задания, II часть - оценка учеником выполненого задания и, в случае необходимости, переделка работы - изготовление новой апликации.

Инструкция к I части работы: "Перед тобой контур какого-то предмета. Как ты думаешь, что это такое ?". Ребенок:

"Лодочка". "Надо эту лодочку раскрасить, но не карандашом, а с помощью этих (показывает) геометрических фигур. Фигуры надо уместить внутри лодочки так, чтобы они не выходили за пределы изображения".

Инструкция ко II части работы: "Посмотри внимательно на свою лодочку. Нравиться она тебе? Красивая получилась? Все ли ты сделал правильно?". Если ученик сам незамечает допущенных ошибок (фигуры не прилегают друг к другу, выходят за очертание контура), учитель указывает на них. Спрашивает, хочет ли он сделать новую лодочку, лучше? В случае отрицательного ответа педагог не настаивает на этом.

Оценка выполнения аппликации.

При оценке учитывается:

а) способ выполнения ребенком задания (задание выполняет на основе первоначального обдумывания, планирования размещения геометрических фигур или без планирования, методом проб и ошибок);

б) рациональность размещения фигур;

в) критичность в оценке выполненого задания;

г) желание, готовность исправить допущенные ошибки и самостоятельно;

д) темп деятельности при выполнении задания.

1-й уровень - фигуры выполнены правильно и быстро (ученик мгновенно проанализировал задание и начал его выполнение).

2-й уровень - контур заполнен правильно, но ученик работал путем проб и ошибок, поэтому затратил больше времени; в процессе работы сам корректировал.

3-й уровень - только часть контура заполнена правильно, некоторые фигуры выходят за его очертания; при оценке работы ошибок не замечает, но когда учитель обращает на них внимание, готов их исправить.

4-й уровень - контур заполнен хаотично, большинство геометрических фигур выходят за его очертания, ошибки не замечаются, желания сделать лучше при указании на них нет.

Задание 2 - продолжение орнамента

   Назначение задания - установить способность ребенка к анализу и синтезу зрительно-воспринимаемой и индивидуально предьявленной информации, осознанию закономерностей, к удерживнию ученой задачи и ее условий в процессе деятельности, восприимчивость к помощи.

Организация работы. Для работы заранее на отдельных карточках готовятся варианты орнамента.

Орнамент-образец выполняется цветными фломастерами (на представленном рисунке цвет конкретной фигуры обозначен буквами). Для удобства в работе карточка, на которой нарисован орнамент, наклеивается на прямоугольный конверт. В конверт для каждого нового ученика всиавляется лист, на котором и выполняется задание.Варианты задания предьявляются последовательно - от первого, наиболее сложного, к третьему, самому простому. Если ребенок справляется с первым варианто, предьявлять следующие варианты нет необходимости. Второй и третий варианты задания предьявляются только в тех случаях, когда ребенок не справляется с предыдущем7 Они уже в своем содержании имеют последовательно возрастающие элементы помощи ребенку (или делая более яркими, броскими тонкие различия в величине фигур - второй вариант орнамента, или снимая их вовсе).

Инструкция: " Рассмотри внимательно орнамент и продолжи его".

Оценка выполнения задания: При оценке учитывается только правильность воспроизведения заданных в образце последовательных различий между составляющими орнамент фигурами (различия в величине, форме, цвете фигур).

1-й уровень - правильно выполняется 1 вариант задания.

2-й уровень - правильно выполняется 2-ой вариант задания.

3-й уровень - ребенок смог правильно выполнить лишь третий вариант задания.

4-й уровень - даже третий вариант задания ребенок правильно выполнить не смог.

Задание 3 - классификационный анализ сюжетной картинки

   Назначение задания: определить уровень развития аналитико-синтетических способностей ребенка, его умение анализировать, обобщать, классифицировать наглядно воспринимаемую информацию: находить общие и отличительные признаки изображенных предметов, осозновать основания различий, классифицировать эти предметы с опорой на существенные признаки.

Организация работы. В задании используется любая сюжетная картинка. Это может быть городской, сельский пейзаж, особенности жизнедеятельности людей и проч. Важно, чтобы в картине было много разнообразных обьектов (например, дома, люди, животные, техника, растительность и т.д.).

Задание состоит из двух частей: первая - обучающая, введение в экспериментальную ситуацию, вторая - выполнение задания. В случае затрудненийй ребенку оказывается помощь.

В первой части - обучающей - ребенок учится выполнять классификацию известных ему реальных предметов. При этом учитель его подводит к пониманию того, что сходные предметы можно назвать одним обобщающим словом. Выполняются несколько упражнений с привлечением ряда обобщающих понятий, например, таких, как "мебель", "учебные вещи", "посуда". К выполнению второй части задания можно переходить, если педагог убедился, что ребенок понял, что от негго требуется.

Инструкция ко второй, основной части задания: "Рассмотри картинку внимательно и назови предметы,которые можно обьединить в одну группу. Дай общее название этой группе предметов, как мы сейчас делали".

Оценка классификационного анализа:

1-й уровень - дети легко выделяют отдельные предметы,опираясь на их общие, существенные признаки и дают этой группе обобщенное в понятии название: "растения", "транспорт", "люди", "домашние животные" и проч.

2-й уровень - дети выделяют предметы в группу правильно, однако, обобщенное понятие в основном дается по функциональному признаку:"что носят", "что едят", "что движется", или ребенок затрудняется дать общее название. На оказываемую помощь легко откликается.

3-й уровень - разные предметы обьединяются детьми по ситуативному признаку (людей обьединяют с домом - "они здесь живут", животных обьединяют с растительностью -"они это любят"),направляющая, обучающая воспринимается с трудом.

4-й уровень - дети при классификации обьединяют разные предметы по несуществуемому признаку (цвету, величине) или называют отдельные предметы без какой-либо группировки.

Задание 4 - повторение ребенком прохлопанного ритма

   Назначение задания: выявить уровень звуковой дифференциации на несловесном материале, умение устанавливать временные отношения в заданной группе звуков.

Организация работы: предлагаются последовательно 3 ритма, состоящие из 5 хлопков в любом их сочетании. Ребенок повторяет ритм после каждого прохлопывания экспериментатором.

Инструкция: "Я сейчас прохлопая ритм, а ты его после меня повтори точно так же".

Оценка повторения ритма:

1-й уровень - повторил точно все три ритма.

2-й уровень - повторил точно два ритма.

3-й уровень - повторил один ритм.

4-й уровень - не повторил ни одного ритма.

Задание 5 - последовательное называние ("чтение") цветных кружков

   Назначение задания: выявить готовность к обучению, чтению (способность глаза следовать по упорядочному ряду знаков и умение ребенка без ошибок этот ряд называть).

Организация работы. Для работы готовится карточка. На одной стороне ее нарисовано 4 строки цветных кружков по 10 кружков в аждой строке.

На другой стороне карточки одна строка цветных кружков (образец): к р з з к о р ж с г.

Задание состоит из двух частей: 1 - обучающая, 2- основное задание.

Инструкция. Вначале: разбирается образец:"Посмотри, здесь нарисованы цветные кружки. Назови их подряд по цвету: красный, зеленый, зеленый, коричневый. Называй сам дальше".

Ребенок: "Желтый кружок". Учитель: "Нет, ты называй только цвет. Слово "кружок" говорить не надо". После того как усвоен способ называния кружков и выяснено, что ребенок знает названия предлагаемых ему цветов, можно переходить к выполнению основного задания: "Теперь так же назови все цветные кружки, нарисованные на этом листочке. Называй их подряд по строчкам". Учитель рукой показывает направление "чтения" - слева направо, от первой строки к четвертой.

Оценка правильности "чтения" цветных кружочков:

1-й уровень - "прочитано" без ошибок;

2-й уровень - "прочитано" с одной ошибкой;

3 - 4 уровни - допущено более одной ошибки.

3 и 4 уровни выполнения задания свидетельствуют о возможных потенциальных трудностях ребенка при овладении навыком чтения.

Задание 6 - упорядочнение

   Назначение задания: выявить уровень начальных математических представлений детей: о счете предметов и соотношении между числами, сформированность представления об упорядочности.

Организация работы. Заранее готовятся карточные круги диаметром 5 см с точками.

Круги расположены перед ребенком в беспорядке.

Инструкция: "Внимательно рассмотри эти круги. В одних кругах точек мало, в других много. Сейчас круги располложены в беспорядке. Подумай и расположи эти круги в ряд по порядку.

Когда будешь искать тот или иной порядок, не забывай, что на кругах есть точки".

Оценка задания на упорядочение.

1-й уровень - задание выполнено полностью,верно,порядок определен правильно.

2-й уровень - в выстроенной последовательности кругов допущены 1-2 ошибки.

3-й уровень - в расположении кругов допущены 3-4 ошибки.

4-й уровень - допущено более 5 ошибок.

Задание 7 - выявление сформированности начальных геометрических представлений, представлений о составе числа

   Организация работы. Выставляется 7 любых предметов или их изображений так, чтобы их было хорошо видно (предметы могут быть как одинаковыми, так и разные). Для выполнения задания детям необходим лист бумаги и карандаш. Задание состоит из нескольких частей. Они предлагаются последовательно.

Инструкция:

а) "Нарисуйте на листках столько же кружков, сколько на доске предметов;

б) нарисуйте квадратов на один больше, чем кругов;

в) нарисуйте треугольников на два меньше, чем кругов;

г) закрасьте пятый круг.

Оценка уровня первоначальных математических представлений (оценивается качество выполнения всех подзаданий в совокупности):

1-й уровень - задание выполнено полностью верно.

2-й уровень - допущены 1-2 ошибки.

3-й уровень - допущены 3-4 ошибки.

4-й уровень - при выполнении задания допущено более пяти ошибок.

В случаях, когда ребенок во время индивидуального собеседования и выполнения предложенных заданий показывает очень низкие результаты, возникает необходимость получения дополнительной информации о его готовности к школе, обучаемости, его потенциальных учебных возможностях.

Целесообразно провести для этого еще встречу с ребенком в другое время, чтобы снять возможные сомнения в том, что низкие результаты оказались случайностью, были обусловлены плохим самочувствием, настроением ребенка.

Для дополнительного изучения ребенка рекомендуется использовать еще одно задание - задание 8.

Задание 8 - описание картинки с нелепыми ситауциями - "нелепицами"

   Задания такого рода часто печатаются в детски журналах.

Назначение задания - выявление детей с выраженными нарушениями позновательной деятельности.

Организация работы - для работы заранее готовится картинка.

Инструкция. Ученику предлагается внимательно рассмотреть картинку. Через 30 сек. педагог спрашивает "Рассмотрел?". Если ответ отрицательный или неопределенный, дает еще время.

Если утвердительный, предлагает рассказать, что нарисовано на картинке. В случае затруднения ребенку оказывается помощь:

1) стимулирующая. Педагог помогает ученику начать отвечать, преодолеть возможную неуверенность. Он подбадривает ребенка, показывает свое положительное отношение к его высказываниям, задает побуждающие к ответу вопросы:" Понравилась тебе картинка?", "Что понравилось?", "Хорошо, молодец, правильно думаешь";

2) направляющая. Если побуждающих вопросов оказывается недостаточно,чтобы вызвать активность ребенка, задаются прямые вопросы: "Смешная картинка?", "Что в ней смешного?";

3) обучающая. Вместе с ребенком рассматривается какой-то фрагмент картинки и выявляется его нелепость: "Посмотри, что здесь нарисовано", "А такое может быть в жизни?", "Тебе не кажется, что здесь что-то перепутано?", "А еще здесь есть что-нибудь необычное?".

Оценка выполнения задания.

При оценке учитываются:

а) включение ребенка в работу, сосредоточенность, отношение к ней, самостоятельность;

б) понимание и оценка ситуации в целом;

в) планомерность описания кртинки;

г) характер словесных высказываний.

1-й уровень - ребенок сразу включается в работу. Правильно и обобщенно оценивает ситуацию в целом: "Тут все перепутано", "Путаница какая-то". Доказывает сделаное обобщение в определенном порядке (сверху вниз или слева напрово). В работе сосредоточе, самостоятлен. Высказывания емки и содержательны.

2-й уровень - ситуация оценивается правильно, но уровень организованности, самостоятельности в работе недостаточен. В ходе выполнения задания нуждается в стимулирующей помощи. При описании картинки фрагменты вычленяются хаотично, случайно.

Описывается то, на что упал глаз. Ребенок часто затрудняется в поисках нужных слов.

3-й уровень - оценить правильно и обобщенно ситуацию ребенок сам не может. Его взгляд долго блуждает по картинке.

Чтобы ученик начал отвечать,требуется направляющее участие педагога. Усвоенный с его помощью способ анализа применяется при описании, оценке других фрагментов, но работа идет вяло.

Активность ребенка приходится все время стимулировать, слова вытягивать.

4-й уровень - дать правильную оценку ситуации ребенок не может. Стимуляцию, направляющую помощь "не берет". Образец анализа, данный педагогом, не усваивает, не может перенести его в новую ситуацию, применить при анализе других фрагментов.

Дети, которые, на низком уровне выполнив задания 1 - 7 (средний балл 3, 14), показали 3-4-й уровень и при выполнении задания 8, должны насторожить педагога.

 


См. также

Психология образования

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru