Абстрагирование

Лишение объекта изучения второстепенных (второстепенных в контексте цели, предмета изучения) свойств, отбрасывание частностей; изучение объекта в общих, основных особенностях. Происходит от латинского слова abstraho – оттаскиваю, отвлекаю.

Слова «абстрагирование» и «абстракция» можно рассматривать как синонимы, однако первое слово больше соответствует самому мыслительному процессу отвлечения, а второе больше соответствует конечному результату этого отвлечения.

Абстрагирование необходимо человеку для познания окружающей действительности. Абстрагируясь, мы понимаем устройство объекта, причинно-следственные связи, практическую пользу для себя, похожесть или различие предметов и явлений и т. д.

Например, ребенок пробует понять такой объект как автомобиль. В своем познании он абстрагируется от многих второстепенных деталей: от цвета автомобиля, наличия выхлопной трубы или фар, скорости езды, размера, формы кузова, присутствия аптечки в салоне, ковриков и т. п. Отвлекаясь от деталей, он понимает основную суть: в машину можно залезть, чтобы куда-то быстро доехать; у машины четыре колеса, которые помогают движению; машине нужен водитель, который определяет движение машины. В последующем представление об автомобиле расширится. Ребенок, например, поймет, что не всегда у него четыре колеса, а некоторым автомобилям даже водитель не требуется. И эти новые знания также будут появляться благодаря абстрагированию.

Было бы ошибкой считать, что все познание человека сводится к абстрагированию и происходит благодаря ему. Имеется обратный процесс – конкретизация. И абстрагирование так часто сменяется конкретизацией, а конкретизация абстрагированием, что эту смену очень сложно рефлексировать. А иногда даже не до конца можно быть уверенным, что мы в данном случае имеем, абстрагирование или конкретизацию.

Абстрагирование необходимо для образования понятий, без абстрагирования большинство понятий были бы невозможны. Абстрагирование, таким образом, обеспечивает развитие речи и вербального интеллекта.

 


Абстракция
Вычленение из целостного предмета его отдельных свойств. Абстракция служит базой для процессов обобщения и образования понятий. Эмпирическому и теоретическому уровням мышления соответствуют формальная и содержательная абстракции.

См. также

Мышление

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru