До и после трех: Развитие речи

Развитие речи


Название Краткое содержание занятий Возраст Оценка
Чтение стихов Обязательно попробуйте читать ребенку следующие стихи:
Юлиан Тувим. "Про пана Трулялинского" (в переводе Б. Заходера)
Кто не слышал об артисте
Тралиславе Трулялинском!
А живет он в Припевайске,
В переулке Веселинском.
С ним и тетка-Трулялетка,
И дочурка-Трулялюрка,
И сынишка-Трулялишка,
И собачка-Трулялячка.
Есть у них еще котенок,
По прозванью Труляленок
И вдобавок попугай-
Развеселый Труляляй!
На заре они встают,
Чаю наскоро попьют,
И встречает вся компания
Звонкой песней утро раннее.
Палочку-трулялялочку
Поднимает дирижер,
И сразу по приказу
Зальется дружный хор:
Тру-ля-ля да тру-ля-ля!
Тру-ля-ля да тру-ля-ля!
Честь и слава Тралиславу!
Трулялинскому хвала!
Трулялинский чуть не пляшет-
Дирижерской палкой машет
И,усами шевеля,подпевает:
"Тру-ля-ля!"
"Тру-ля-ля"-звучит уже
На дворе и в гараже,
И прохожий пешеход
Ту же песенку поет.
Все шоферы-Трулялеры,
Почтальоны-Трульоны,
Футболисты-Трулялисты,
Продавщицы-Трулялицы,
Музыканты-Трулялянты.
И студенты-Труляленты.
Cам учитель-Трулялитель,
А ребята-Трулялята!
Даже мышки.даже мушки
Распевают:"Трулялюшки!"
В Припевайске весь народ
Припеваючи живет.

Д. Хармс."Миллион"
Шел по улице отряд-
сорок мальчиков подряд:
раз, два, три, четыре,
и четырежды четыре,
и четыре на четыре,
и еще потом четыре.
В переулке шел отряд-
сорок девочек подряд:
раз,два, три, четыре,
и четырежды четыре,
и четыре на четыре,
и еще потом четыре.
Да как встретилися вдруг-
стало восемьдесят вдруг!
Раз, два, три, четыре, и четыре на четыре,
на четырнадцать четыре,
и еще потом четыре.
А на площадь повернули,
а на площади стоит
не компания, не рота,
не толпа, не батальон,
и не сорок, и не сотня,
а почти что МИЛЛИОН!
Раз, два, три, четыре,
и четырежды четыре,
сто четыре на четыре,
полтораста на четыре,
двести тысяч на четыре!
И еще потом четыре!

Д. Хармс. "Веселые чижи"
Жили в квартире
Сорок четыре
Сорок четыре
Веселых чижа:
Чиж-судомойка,
Чиж-поломойка,
Чиж-огородник,
Чиж-водовоз,
Чиж за кухарку,
Чиж за хозяйку,
Чиж на посылках,
Чиж-трубочист.
Печку топили,
Кашу варили
Сорок четыре
Веселых чижа:
Чиж с поварешкой,
Чиж с кочережкой,
Чиж с коромыслом,
Чиж с решетом,
Чиж накрывает,
Чиж созывает,
Чиж разливает,
Чиж раздает.
Кончив работу,
Шли на охоту
Сорок четыре
Веселых чижа:
Чиж на медведя,
Чиж на лисицу,
Чиж на тетерку,
Чиж на ежа,
Чиж на индюшку,
Чиж на кукушку,
Чиж на лягушку,
Чиж на ужа.
После охоты
Брались за ноты
Сорок четыре
Веселых чижа:
Дружно играли:
Чиж на рояле,
Чиж на цимбале,
Чиж на трубе,
Чиж на тромбоне,
Чиж на гармони,
Чиж на гребенке,
Чиж на губе!
Ездили всем домом
К зябликам знакомым
Сорок четыре
Веселых чижа:
Чиж на трамвае,
Чиж на моторе,
Чиж на телеге,
Чиж на возу,
Чиж в таратайке,
Чиж на запятках,
Чиж на оглобле,
Чиж на дуге!
Спать захотели,
Стелют постели
Сорок четыре чижа
Веселых чижа:
Чиж на кровати,
Чиж на диване,
Чиж на корзине,
Чиж на скамье,
Чиж на коробке,
Чиж на катушке,
Чиж бумажке,
Чиж на полу.
Лежа в постели,
Дружно свистели
Сорок четыре
Веселых чижа:
Чиж-трити-тити,
Чиж-тирли-тирли,
Чиж-дили-дили,
Чиж-ти-ти-ти,
Чиж-тики-тики,
Чиж-тики-рики,
Чиж-тюти-люти,
Чиж-тю-тю-тю!

Д. Хармс. "Веселый старичок"
Жил на свете старичок
Маленького роста,
И смеялся старичок
Чрезвычайно просто:
"Ха-ха-ха
Да хе-хе-хе,
Хи-хи-хи
Да бух-бух!
Бу-бу-бу
Да бе-бе-бе,
Динь-динь-динь
Да трюх-трюх!"
Раз,увидя паука,
Страшно испугался,
Но,схватившись за бока,
Громко рассмеялся:
"Хи-хи-хи
Да ха-ха-ха,
Хо-хо-хо
Да гуль-гуль!
Ги-ги-ги
Да га-га-га,
Го-го-го
Да буль-буль!"
А увидя стрекозу,
Страшно расседился,
Но от смеха на траву
Так и повалился:
"Гы-гы-гы
Да гу-гу-гу,
Го-го-го
Да бах-бах!
Ой,ребята,
Не могу!
Ой,ребята,
Ах,ах!"

6 мес. 8
Кто как говорит? Учиться проговаривать звуки .
Ж-Ж-Ж - жук жужжит
Р-Р-Р - лев рычит
З-З-З - комар
Ы-Ы-Ы - пароход гудит
Ф-Ф-Ф - ветер воет
Ш-Ш-Ш - змея шипит
Ц-Ц-Ц - сиди тихо
В-В-В - волк воет
и т. д.
1 г. 6 мес. 4
Продолжи Со временем ребенок должен научиться заканчивать фразу словом в скобках:
ЧА-ЧА-ЧА- сидит зайчик у (врача)
ЖА-ЖА-ЖА- я нашел в лесу (ежа)

ЦЫ-ЦЫ-ЦЫ- есть хотят (птенцы)
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ- суп соленый не (соли)
КО-КО-КО-кошка любит (молоко)
ОМ-ОМ-ОМ- мы построим новый (дом)
АФ-АФ-АФ-мы поставим в угол (шкаф)
РА-РА-РА- мы поем с (утра)
БЫ-БЫ-БЫ- идет дым из (трубы)
ОЙ-ОЙ-ОЙ- зайке холодно (зимой)
ЗУ-ЗУ-ЗУ- зайку моем мы в (тазу)
и т. д.
1 г. 6 мес. 8
Чистоговорки, поговорки, стихи на "сложные звуки" Подборка:

***
Два щенка щека к щеке
Щиплют щетку в уголке.
***
Цапля цепкая была,
Цапля долго не грустила,
Сразу "цап" и целиком
Лягушонка проглотила.
***
У четырех черепах по четыре черепашонка.
***
Для ухи нужны лещи, а щавель нужен на щи.
***
Дед Данила делил дыню.
***
Солнце светит очень ярко,
Бегемоту стало жарко.
***
Тише, мыши.
Тише, мыши.
Кот сидит на нашей крыше.
Мышка, мышка, берегись!
И коту не попадись.
***
Пыхтит, как пышка,
Наш пухлый мишка.
***
Лежебока рыжий кот,
Отлежал себе живот.
***
Жу- жу-жу-жу.
Я на ветке сижу
Я на ветке сижу
Букву "ж" все твержу.
***
У ежа ежата, у ужа ужата.
***
У Фани фуфайка, у Фаи туфли.
***
"Жу" да "жу"-
Слетелись в круг
Майский жук,
Июньский жук,
Жук- носорог,
Жук- плавунец,
Жук- сынок
И жук- отец,
Жужелица,
Жук- жучок-
Все попались
В мой сачок!
1 год 6
Диалоги Учиться отвечать на вопросы, пересказывать услышанное. Помните, что природой не заложено в ребенке такого свойства: задавать вопросы.
Ребенок учится задавать вопросы у Вас. Чем Вы сами будете больше задавать вопросы, как непосредственно Ребенку, так и просто в его присутствии - тем быстрее Ребенок научится задавать вопросы. А это очень важный и нужный скачок в развитии. Если у Вас полная семья - не стесняйтесь задавать своему супругу "глупые" вопросы:
- Папа, а снег какого цвета?
- Мама, а что такое "крокодил"?
- Папа, ты девочка или мальчик?
- Мама, ты хочешь кушать?
И т.д., и т.п.
2 года 9
Пересказ С 1-2 лет пересказывать Ребенку истории, используя картинки. Объяснять. Много раз рассказывать одно и тоже.
С 3 лет просить Ребенка пересказывать прочитанное, увиденное, пережитое. Задавать наводящие вопросы.
1 год 6
Антонимы ("Говори наоборот") Взрослый говорит: "большой". Ребенок должен сказать: "маленький"
и т.д.
(сильный - слабый
высокий - низкий...).
Находить противоположности в реальных объектах. Дом когда его начинают строить низкий, а потом- высокий и т. д.
4 года 5
"Кто кем будет?" Кем (чем) будут:
яйцо (может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей.)
цыпленок
мальчик
семечко
мука
железо
ткань
и т. д.
Обратно. "Кто кем был?":
лошадь - жеребенком
велосипед - железом
и т. д.
С 4-5 лет. 7
Где игрушка? Разместить вокруг Ребенка игрушки (3-4 штуки) и попросить назвать игрушку, которая расположена справа от него, слева, перед ним, позади. 2 года 1
Доскажи рассказ Прочитать Ребенку начало рассказа и предложить продолжить его. При этом развитием сюжета он должен подтвердить его название. 4 года 5
Дополнить предложение Просить ребенка закончить предложения:
Дети поливают цветы на клумбах, потому что...
На деревьях не осталось ни одного листочка, потому что...
Зимой медведь спит, потому что...

и т. д.
4 года 3
Из чего сделано? Объяснить Ребенку, что предметы могут быть сделаны из бумаги, металла, картона, дерева, резины и т. д. Показать примеры, а потом показывать незнакомые предметы и спрашивать из чего они сделаны. 3 года 7
Синонимы Объяснить, что такое синонимы, выбирать слова и вспоминать все синонимы к ним, проверять по словарю. 4 года 8
Праздники Рассказать Ребенку какие праздники летом, осенью, зимой, весной. 3 года 5
Отгадывать загадки
Бел, да не сахар,
Ног нет, а идет.
(Снег)
Зимнее стекло
Весною потекло.
(Лед)
и т. д.
5 лет 4
Определи, какой звук встречается чаще всего Шла с базара кошка,
У кошки - лукошко,(ш)

У ежа - ежата,
У ужа - ужата.(ж)

Гусь Гона и гусь Гага
Друг без друга ни шага.(г)

и т. д.

4 года 2
Назвать слова Нарисовать 4 картинки: щетка, щенок, шарф, шапка. Попросить назвать слова в каких есть звук (щ). 5 лет 6

 


См. также

До и после трех

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru