Психические состояния человека. Основные тезисы

   В отечественной психологии состояния начали изучаться в рамках психологии спорта с середины 30-х годов. Первой публикацией по состояниям была статья О.А.Черниковой "Стартовая лихорадка" (1937). В общей психологии состояния начали изучаться со статьи Н.Д.Левитова "Проблема психических состояний" (1955) и его же монографии "О психических состояниях" (1964). Левитов определял состояние как целостную характеристику психической деятельности и поведения за некоторый период времени, показывающую своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности. И.П. Павлов считал, что состояния - единственно возможный предмет исследования психологии. П.С. Купалов рассматривал состояние как условный рефлекс на внешние воздействия. Д.Н. Узнадзе рассматривал установку как состояние. В.Н. Мясищев рассматривал состояние как один из элементов структуры личности, в одном ряду с проессами, свойствами и отношениями.

 Эмпирическое исследование отношений проводилось, в основном, в двух направлениях: исследование эмоциональных состояний (обычно понимаемых как довольно долго длящиеся эмоции) и исследование функциональных состояний, обязанных своим появлением привнесению в психологию понятия "функциональная система" П.К. Анохина. Определение состояния, данное Е.П.Ильиным, также базируется на понятии "функциональная система": состояние - это реакция функциональных систем на внешние и внутренние воздействия, направленная на получение полезного результата". Примером другого определения можно привести определение состояния А.О. Прохорова: "Психическое состояние - это отражение личностью ситуации в виде устойчивого целостного синдрома (совокупности) в динамике психической деятельности, выражающегося в единстве поведения и переживания в континууме времени".

 Ряд авторов предлагает классификации состояний. Так В.А. Ганзен предлагает деление состояний на волевые (разрешение-напряжение), которые в свою очередь делятся на праксические и мотивационные, на аффективные (удовольствие-неудовольствие), которые делятся на гуманитарные и эмоциональные, на состояния сознания (сон-активация). Прохоров дополняет эту классификацию творческими состояниями и настроением. Также он разделяет состояния по продолжительности на оперативные (сек.-мин.), текущие (час-день), длительные (нед.-мес.) и сверхдлительные (год и более). А.И.Юрьев предложил дополнительное разделение состояний в классификации Ганзена на состояния индивида, состояния субъекта деятельности, состояния личности и состояния индивидуальности. А.А.Генкин и В.И.Медведев предложили делить состояния на интенсивные (для сравнения которых возможна единая шкала) и экстенсивные (такое сопоставление невозможно). Примерами интенсивных характеристик могут быть уровень бодрствования, уровень удовлетворенности, уровень эмоциональности, уровень мотивированности, уровень разрешения-напряжения. Примерами экстенсивных характеристик состояния могут выступать соотношение активности коры и подкорки, модальные характеристики и т.д.

 Одним из наиболее полных перечней причин возниковения состояний является перечень, предложенный юридическими психологами А.Д.Глоточкиным и В.Ф.Пирожковым (1968):

 1. Факты общественной жизни (макросоциальные факторы),

 2. Конкретные факты жизни (микросоциальные факторы),

 3. Личные особенности,

 4. Взаимоотношения с семьей, коллективом,

 5. Воздействие групповых настроений (индукция),

 6. Здоровье,

 7. Предыдущие состояния.

Вернуться к содержанию

 


См. также

Психология в тезисах

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru