Интеллект. Основные тезисы

   В общем виде интеллект - это система психических механизмов, которые обусловливают возможность построения "внутри" индивидуума объективной картины происходящего (Холодная).

 С психологической точки зрения назначение интеллекта - создавать порядок из хаоса на основе приведения в соответствие индивидуальных потребностей с объетивными требованиями реальности.

 Долгие годы монополия в изучении интеллектуальных возможностей человека принадлежала тестологии.

 Впервые о существовании индивидуальных различий в умственных (интеллектуальных) способностях заговорил Фр. Гальтон. Но он отождествлял интеллект с врожденными психофизиологическими функциями (реакция, чувствительность...).

 В 1905 г. А.Бине и Т.Симон - в связи с запросами правительства найти способ отличать неспособных детей создали первую серию тестов (30 заданий). "Интеллект - правильное суждение, понимание, размышление, которые благодаря своему здравому смыслу и инициативности помогают человеку приспособиться к обстоятельствам жизни".

 IQ = (умственный возраст / хронологический возраст) * 100 %,

 где умственный возраст - это средний возраст детей, которые решают те же задания, что и испытуемый (то есть, если 6-летний ребенок решает задания для 8-летних, его умственный возраст равен 8 годам).

 Бине и Симон впервые выдвинули идею о влиянии окружающей среды на особенности познавательного развития; однако интеллект в их понятии ограничивался только достигнутым на данный момент уровнем изучаемых особенностей (то есть репродуктивной его стороной).

 2 тенденции в развитии представлений об интеллекте:

 1) Признание общего фактора интеллекта;

 2) Отрицание какого-либо общего начала интеллектуальной деятельности и утверждение существования множества независимых интеллектуальных способностей.

   1) Целостный интеллект

 К. Спирмен. Двухфакторная система: general factor (g) есть собственно интеллект сущность которого сводится к индивидуальным различиям в "умственной энергии" (его составляет сумма результатов всех тестовых заданий); фактор s - характеризует специфику каждого конкретного задания. Спирмен разграничил уровневые свойства интеллекта: 1 - показатели сформированности основных сенсорно-перцептивных и вербальных функций и 2 - комбинаторные свойства (способность выяснять связи между стимулами).

 Несколько позже Дж.Равен продолжил развитие этой идеи, выделив продуктивный интеллект или способность выявлять связи и соотношения, и приходить к выводам, непосредственно не представленным в заданной ситуации; и репродуктивный интеллект - то есть способность использовать прошлый опыт и усвоенную информацию. Им создан тест "матрицы Равена".

 Р. Кеттелл разделил спирменовский g-фактор на 2 компонента: gc - кристаллизованный интеллект (репродуктивная способность; результат образования и различных культурных влияний; его функция - накопление и организация знаний; определяется тестами на запас слов, чтение, учет социальных норм...) и gt - текущий интеллект (продуктивная способность; основа - биологические особенности НС; функция - быстро и точно обрабатывать информацию, определяется тестами на выявление закономерностей + 3 фактора: визуализация (способность манипулировать образами при решении дивергентных задач), память и скорость.

 Ф. Вернон. Фактор g распадается на 2 основных групповых фактора: вербально-цифровой-образовательный и механико-пространственный-практический.

   2) Множественность и независимость интеллектуальных способностей

 Л. Терстоун. 7 первичных умственных способностей: факторы: 1 - пространственный, 2 - восприятие, 3 - вычислительный, 4 - вербальное понимание, 5 - беглость речи, 6 - память, 7 - логическое рассуждение.

 Структурная модель Дж. Гилфорда: 120 узкоспециализированных независимых способностей, определяющихся сочетанием трех групп аспектов: 1 - тип операции (познание, оценка...), 2 - содержание материала (конкретное, символическое, семантическое, поведенческое...), 3 - конечный продукт. Гилфорд отрицал реальность общего интеллекта, хотя в 98 % случаев отдельных способности коррелировали между собой.

 А. Ягер: "берлинская модель структуры интеллекта":

 - операции (в том числе скорость, память, креативность);

 - содержание (в том числе вербальное, цифровое, наглядное). Общий интеллект - продукт взаимопересечений всех типов операций и всех типов содержаний.

 Кризис тестологического подхода к изучению интеллекта: несмотря на мощное методологическое обеспечение изучения интеллектуальных способностей, тестология не смогла породить сколь-нибудь приемлемую концепцию интеллекта. Кроме того приверженцы взглядов на интеллект как единую структуру пришли к парадоксальному выводу о множестве различных не всегда зависимых друг от друга способностей; а приверженцы идеи множественного интеллекта убедились в наличии общего начала всех проявлений интеллекта. При более внимательном рассмотрении оказывается, что содержание тестов зачастую подменяет понятие интеллекта либо общим уровнем образовательного и культурного развития (к тому же оценка "правильности-неправильности решения заданий зависит от соответствующей культуры), либо способностью к обучению (которая не тождественна на самом деле интеллекту). Кроме того, низкие результаты тестов связаны с тревожностью, агрессивностью, интраверсией; то есть возможна подмена измерения интеллектуальных способностей измерением сформированности индивидуальных механизмов саморегуляции.

 В отечественной психологии интеллект рассматривается как компонент индивидуальности, связанный с личностными характеристиками (исследования связей интеллекта с эмоционально-волевыми особенностями, социально-экономическими условиями и т.д.)

 Интеллект необходимо рассматривать как сложную многоуровневую структуру:

 1. Интеллект как результат процесса социализации, а также влияния культуры в целом (социокультурный подход);

 2. Интеллект как следствие адаптации к требованиям окружающей среды в естественных условиях взаимодействия человека с окружающим миром (генетический подход);

 3. Интеллект как особая форма человеческой деятельности (процессуально-деятельностный подход);

 4. Интеллект как продукт целенаправленного обучения;

 5. Интеллект как совокупность элементарных процессов обработки информации (информационный подход);

 6. Интеллект как особая форма содержания сознания (феноменологический подход);

 7. Интеллект как система разноуровневых познавательных процессов (структурно-уровневый подход);

 8. Интеллект как фактор саморегуляции (регуляционный подход).

 Интеллектуальная одаренность - такое состояние индивидуально-психических ресурсов (в первую очередь умственных), которое обеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятельности, связанной с созданием субъективно и объективно новых идей, использованием нестандартных подходов в разработке проблем, чувствительностью к ключевым, наиболее перспективным линиям поиска решений; открытостью к любым инновациям...

 Дж. Рензулли предлагает модель интеллектуальной одаренности, которая является "местом пересечения" трех факторов:

 - интеллектуальные способности выше среднего уровня;

 - креативность;

 - мотивационная включенность.

 Эта и другие модели свидетельствуют о том, что интеллектуальная одаренность исключает ее сведение только к высокой оценке на тестах интеллекта.

 Р. Стенберг выделяет 5 критериев интеллектуальной одаренности:

 1. Критерий превосходства (тестового);

 2. Критерий редкости (нетипичности);

 3. Критерий продуктивности;

 4. Критерий демонстративности (повторяемости);

 5. Критерий ценности (для данной культуры).

Вернуться к содержанию

 


См. также

Психология в тезисах

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru