Воля и методы ее изучения. Основные тезисы

   Большой вклад в изучение вопроса внес Мясищев. Единого определения воли нет.

 Воля - сознательная организация и саморегуляция человеком своей деятельности по поведению, обеспечивающему достижение поставленной цели путем преодоления трудностей.

 Особая форма активности возникла в трудовом действии.

 Воля складывается из двух моментов: а) внутренних (борьба мотивов), воля проявляется в большей степени, б) внешних (преодоление трудностей).

 Функции воли: 1) интеграция - внутренняя функция (мобилизует все потенциалы психики); 2) регулирование - внешняя функция (когда усилия носят коллективный характер).

 Из всех психических явлений "произвольными" могут быть внимание и память.

 Общий источник воли - потребности человека.

 Структура волевого акта:

 1. Возникновение побуждения и постановка цели.

 2. Борьба мотивов, проблема выбора.

 3. Принятие решения.

 4. Выполнение действия.

 Волевые действия бывают:

 1) Простые:

 - постановка цели

 - исполнение

 2) Сложные:

 - осознание цели - смутное влечение, желание, мотив;

 - планирование - намечение пути и средства

 - исполнение - связано с преодолением препятствия

 Развите воли в онтогенезе. Детство - больше непроизвольной деятельности, волевое усилие не развито. Школа - умение блокировать мышечную деятельность на уроке. Пубертат - подражание, ставят цели, но волевых усилий не хватает. Юношество - самостоятельная постановка целей и осознание усилий, которые нужны для преодоления препятствий.

 Волевые качества личности: целеустремленность (умение ставить и достигать цели), решительность (быстрый и продуманный выбор цели, определение способов достижения), устойчивость (способность длительное время направлять и контролировать поведение), выдержка (самообладание), самостоятельность (собственная инициатива) и т.д.

 Методы исследования:

 1. Уровень волевого усилия (частота пульса, время). Держать в вытянутой руке гантель (1 кг.): начинаю уставать, устал, очень устал, скоро не смогу.

 2. Методика Розенбат, Мариной: максимальная сила руки, потом удерживать на 1/3 больше - сколько сможет.

 3. Измерение темпа мышечных усилий (теппинг-тест): ставить точки в квадрат, 15 сек - в произвольной форме, 15 секунд - с максимальной скоростью.

 4. Удержание ноги.

 5. Устойчивость волевого усилия - устойчивость произвольного внимания. 10 опечаток в серии слов. Найти из за время, точность. Что преобладает, чтение текста, поиск опечаток? Испытуемый собрался сразу или при повторном чтении?

 6. Дисциплинированность - волевая черта характера. Все задания просты, если внимательно слушать и выполнять. Может выполнять не очень сообразительный и не очень развитый умственно. Количественный показатель - число правильно выполнения задач. Качественный показатель - как работал: спокойно, уверенно или отвлекался, исправлял.

 7. Время задержки дыхания, 1 из моделей изучения волевых реакций.

 8. Опросник Стамбуловой - изучение воли у подростков (поведенческие проявления, метод наблюдения, беседа, самооценка).

Вернуться к содержанию

 


См. также

Психология в тезисах

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru