Культурно-историческая концепция

   Происхождение психики человека - важная и до конца еще не решенная проблема в науке. Один из подходов, претендующих на решение указанной проблемы - так называемая культурно-историческая теория. Другое название - теория общественно-исторического происхождения высших психических функций человека. Ее автор — известный советский психолог Л. С. Выготский.

Среди разнообразных подходов к происхождению психики доминировали два:

- биологический подход,

- идеалистический подход.

Собственно эти подходы, на самом деле, есть лишь конкретизация основных направлений в философии: материализма и идеализма. В первом под первичным рассматривается объективное, материальное. Во втором - субъективное, идеальное. Кем-то происхождение психики рассматривалось (и рассматривается) как продукт "божьего замысла", "сна божества" или как проявление некоторого "объективного духа". Душа (психика) божественна, неизмерима и непознаваема. С объективной, биологической точки зрения человек имеет естественное происхождение и является частью живой природы, поэтому его психическую жизнь можно описать теми же понятиями, что и психическую жизнь животных.

Хотя этот подход ныне и доминирует в науке, все же он более молодой. Окончательно утвердился лишь после работ Ч. Дарвина. К числу ярчайших представителей биологической позиции в психологии и физиологии может быть отнесен И. П. Павлов, обнаруживший, что законы высшей нервной деятельности одинаковы как для животных, так и для человека.

Человек, однако, довольно сильно выделяется на фоне других животных. Наша психика значительно более развитая. Но в чем здесь разница? Павлов выделяет у человека специфическую вторую сигнальную систему (речь). Однако было бы большим преувеличением сказать, что животные и птицы совсем лишены речи. Другие специалисты говорят о сознании, как о человеческой "привилегии". Однако сознание относится к тому числу терминов, которые очень сложно определить, и поэтому нельзя однозначно судить о том, есть ли сознание у животных или его нет.

Л. С. Выготский решил эту проблему по-своему. Он показал, что человек обладает особым видом психических функций, которые, с его точки зрения, полностью отсутствуют у животных. Эти функции он назвал высшими психическими функциями, которые тем самым составляют высший уровень психики человека, обобщенно называемый сознанием. Таким образом, Выготский принадлежал к числу ученых, считающих сознание "привилегией" человека.

Высшие психические функции формируются в ходе социальных взаимодействий. Выготский тем самым утверждал, что высшие психические функции человека и сознание имеют социальную природу. При этом под высшими психическими функциями подразумеваются:

- произвольная память,

- произвольное внимание,

- логическое мышление и др.

В культурно-исторической концепции говорится о том, что при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение отношений субъекта со средой. На протяжении всего существования животного мира среда действовала на животное, видоизменяя его и заставляя приспосабливаться к себе. С появлением человека наблюдается противоположный процесс. Теперь человек действует на природу и видоизменяет ее. Другой тезис объясняет существование механизмов изменения природы со стороны человека. Этот механизм заключается в создании орудий труда, в развитии материального производства.

Для человека характерно то, что он научился, что умеет управлять собственной психикой. Он понимает особенности работы собственных психических процессов: памяти, внимания, мышления и др. Человек может управлять этими процессами, таким образом они обретают характер произвольности. Высшие психические функции и были названы таковыми, потому что человек обрел способность заставить себя запомнить некоторый материал, обратить внимание на какой-либо предмет, организовать свою умственную деятельность. Появились даже неосязаемые орудия труда, например мнемотехнические способы (повторение и др.).

Человек овладел своим поведением, как и природой, с помощью орудий, но орудий специальных — психологических. Эти психологические орудия он называл знаками. Знаки - искусственные средства, с помощью которых первобытный человек смог овладеть своим поведением, памятью и другими психическими процессами. Знаки сначала были предметны — "узелок на память" или зарубка на дереве тоже выступают как знак, как средство, с помощью которого овладевают памятью. Человек, например, увидел зарубку и вспомнил, что надо делать.

Сам по себе этот знак не связан с конкретным видом деятельности (или связан слабо). Узелки и зарубки могут быть содержательно связанными с различными видами трудовых операций. Но, столкнувшись с подобным знаком-символом, человек соединял его с необходимостью выполнить какую-то конкретную операцию. Следовательно, подобные знаки выступали в качестве дополнительных символов, содержательно связанных с трудовой операций. Однако, для того чтобы выполнить эту трудовую операцию, человеку необходимо было вспомнить о том, что именно он должен сделать. Поэтому знаки-символы являлись пусковыми механизмами высших психических процессов, т. е. выступали в качестве психологических орудий.

Поскольку для понимания происхождения человеческой психики важно ответить на вопрос "Откуда берутся средства-знаки?", то Выготский это проанализировал. Как известно, труд создал человека. В процессе совместного труда наших предков происходило общение между ними с помощью специальных знаков, определяющих, что надо делать каждому из участников трудового процесса. Вполне вероятно, что первыми словами были слова-приказы, обращенные к участникам трудового процесса: "сделай то", "возьми это", "отнеси туда", "дай" и т. д. К трудовому процессу можно здесь отнести и охоту, и, с некоторой натяжкой, военные действия.

Первые слова-приказы по свой сути были словесными знаками. Человек, услышав определенное сочетание звуков, выполнял ту или иную трудовую операцию. Позднее в процессе деятельности человек стал обращать команды не па кого-нибудь, но и на себя. В результате из командной функции слова родилась его организующая функция. Человек постепенно научился управлять своим поведением. Следовательно, возможность приказывать себе рождалась в процессе культурного развития человека. Это одна из причин того, что концепция была названа культурно-исторической.

Предположительно, сначала функции человека приказывающего и человека, исполняющего эти приказы, были разделены и весь процесс был интерпсихологическим (межличностным). Затем эти отношения превратились в отношения с самим собой, т. е. в интрапсихологнческие. Процесс превращения интерпсихологических отношений в интрапсихологические Выготский назвал интериоризацией. В ходе этого процесса происходит превращение внешних средств-знаков (зарубки, узелки и др.) во внутренние (образы, элементы внутренней речи и др.).

В онтогенезе современного человека, по мнению Выготского, наблюдается принципиально тот же самый процесс. Сначала взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать. Потом ребенок перенимает способ общения и начинает словом воздействовать на взрослого. И наконец ребенок начинает воздействовать словом на самого себя.

Культурно-историческая концепция позволяет сделать множество теоретических и экспериментально-подтвержденных выводов. Один из главных выводов состоит в том, что человек принципиально отличается от животного тем, что он овладел природой с помощью орудий. Это наложило отпечаток на его психику: человек научился овладевать собственными высшими психическими функциями. Для этого он также использует орудия, но орудия психологические. В качестве таких орудий выступают знаки, знаковые средства. Они имеют культурное происхождение, причем универсальной и наиболее типичной системой знаков является речь.

Поэтому высшие психические функции человека отличаются от психических функций животных по своим свойствам, строению и происхождению. Они:

- произвольны,

- опосредованы,

- социальны.

Данная концепция сыграла огромную роль в становлении научной психологической мысли. Ее основные положения были использованы при разработке педологии, дефектологии. Концепция Выготского также оказала влияние на формирование современных научных взглядов на проблему происхождения психики и развития сознания человека. Происхождение сознания человека связано с его социальной природой, оно невозможно вне общества. Специфически человеческий путь онтогенеза состоит в усвоении общественно-исторического опыта в процессе обучения и воспитания — общественно выработанных способов передачи человеческого опыта.

Литература

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.

 


См. также

Общая психология

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru