Понятие желания

Желание — мотивационное состояние, при котором потребности соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения.

Если потребность не может быть удовлетворена в данной ситуации, но эта ситуация может быть создана, то направленность сознания на создание такой желаемой ситуации называется стремлением. Стремление с отчетливым представлением необходимых средств и способов действия является намерением.

Разновидностью стремления является страсть —стойкое эмоциональное стремление к определенному объекту, потребность в котором доминирует над всеми остальными потребностями и придает соответствующую направленность всей деятельности человека. Состояние страсти остро и бурно переживается. Но страсть в отличие от импульсивных действий регулируется волей. Она направлена на достижение предварительно осознанной цели. Страсть может быть положительной и отрицательной в зависимости от общественной ценности того, к чему стремится человек. Многие отрицательные страсти (страсть к стяжательству, к азартным играм и т.п.) ведут к деградации личности и нередко являются предпосылкой преступного поведения.

Положительные страсти мобилизуют силы человека на достижение социально значимых целей (например, страсть к искусству, науке, к отдельным видам трудовой деятельности и т.п.). “Полное отсутствие страстей, если таковое могло быть достигнуто, привело бы к полному отупению, и человек тем ближе к этому состоянию, чем он беспристрастнее.

Действительно, страсти —это небесный огонь, оживляющий нравственный мир, страстям наука и искусство обязаны открытиями, а душа благородством”. Однако низменные страсти, связанные с гиперболизацией потребностей низшего уровня, ведут к личностной деформации, к вовлечению в так называемый порочный круг (например, страсть к азартным играм, к стяжательству, патологическая страсть к саморазрушению посредством психотропных веществ).

Преобладающие стремления человека к определенным видам деятельности являются его склонностями, а состояние навязчивого тяготения к определенной группе объектов —влечениями. Влечения могут быть естественными и сформировавшимися в социальных условиях.

Естественные влечения не всегда осознаются. Они связаны с органическими процессами и лишь в очень незначительной мере могут регулироваться сознанием. Сами же влечения могут существенно влиять на организацию, направленность сознания. “Влечение ставит задачи интеллекту для своего удовлетворения и пользуется им как рабочим аппаратом. Оно давит на мышление, приковывая его к нахождению способов своего удовлетворения и заставляет его до тех пор работать в нужном направлении, пока не найден удачный исход”.

Мотивационные состояния мобилизуют сознание на поиск соответствующих целей и принятие конкретного решения.

Принятие же решения о конкретном действии связано с осознанием мотива данного действия, с понятийным моделированием его будущего результата. Мотив —это довод в пользу избираемого действия, осознание его личностного смысла.

Слово “мотив” в переводе с латинского означает “побуждение” однако не всякое побуждение является мотивом. Побуждениями являются и потребности, и мотивационные состояния и эмоции. Одни из побуждений осознаются, другие не осознаются. Мотив —осознанное побуждение к достижению конкретной цели, это необходимый элемент сознательного, волевого, преднамеренного действия.

Одна из основных особенностей развитого человеческого знания —способность осуществить разумный выбор среди своих собственных влечений. “Для этого индивид должен быть в состоянии подняться над своими влечениями и, отвлекаясь от них, осознать самого себя как “я”, как субъекта, у которого могут быть те или иные влечения, но который сам не исчерпывается ни каким-нибудь одним из них, ни их суммой, а, возвышаясь над ними, в состоянии произвести выбор между ними”.

Этот выбор осуществляется иерархически организованной мотивационной сферой человека. Формирование мотивационной сферы личности характеризуется переходом от одноуровневой системы побуждений к иерархически организованным комплексам побуждений, регулируемым самосознанием личности.

При сознательно-волевой регуляции побуждений высшие уровни побуждений противопоставляются низшим уровням, влечениям.

Но люди часто не осознают в полной мере своих действий. Многие поведенческие акты являются импульсивными, выполняющими функцию эмоциональной разрядки. Импульсивные реакции не связаны с осознанием цели, они однозначно обусловлены у данного индивида внешним воздействием.

Импульсивные реакции не опосредуются предвидением их последствий, не имеют осознанных мотивов.

Итак, понятие мотивации включает в себя все виды побуждений человеческого поведения. Мотив —сознательный элемент мотивации.

Всякое побуждение характеризуется отрицательным эмоциональным отношением к наличному состоянию и положительным эмоциональным отношением к желаемому состоянию. Но то, что желает человек, определяется его ценностной ориентацией, теми сторонами действительности, которые приобрели для данного индивида преимущественное значение. Поведение человека определяется не только объективной значимостью объектов потребностей, но и субъективным отношением к ним.

Для человека существенны и энергетические затраты, связанные с удовлетворением потребностей. То, что достигается с трудом, имеет большую значимость. Утрата возможности удовлетворения привычных желаний переживается особенно остро.

Социально адаптированное поведение связано с адаптацией к данным условиям всей мотивационной структуры личности.

В асоциальном и антисоциальном поведении проявляются прежде всего дефекты ценностной ориентации личности.

Извращенные потребности (лежащие в основе многих преступлений) — это всегда результат неспособности личности перейти на более высокий уровень потребностей, результат чрезмерного расширения нормы потребностей низкого уровня (разврат, пьянство, стяжательство и т.п.). В этих случаях низкие потребности становятся пределом устремлений человека, его идеалом. И это основной рубеж, разделяющий личность социализированную от личности несоциализированной.

Имея ограниченную, стереотипно зафиксированную мотивационную установку, человек приходит в противоречие с действительностью, в том числе и с правовыми требованиями.

 


См. также

Общая психология

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru