Выявление кризиса 3 лет

Кризис трех лет это возрастной кризис, который возникает при переходе ребенка от раннего возраста к дошкольному. Для этого кризиса характерна резкая, кардинальная перестройка сложившихся личностных механизмов. Формируется сознание и личность ребенка. Происходит переход к новому типу взаимоотношений с окружающими. Выражаясь фигурально, ребенок до этого кризиса и после – два разных человека.

Конечно, «кризис трех лет» это весьма условное понятие. Во-первых, временные границы этого кризиса довольно широки: 3 года ± полгода. Во-вторых, он у разных детей происходит с разной степенью интенсивности и выраженности. Это зависит от темперамента и иных психологических и психофизиологических особенностей ребенка.

Обычно кризис трех лет продолжается несколько месяцев.

Признаки кризиса 3 лет

В принципе, у любого ребенка происходит этот кризис, и все перечисленные признаки (симптомы) в той или иной степени должны присутствовать. Но кризис трех лет происходит у разных детей по-разному. В некоторых случаях признаки могут быть выражены слабо. Просмотрите приведенные признаки и отметьте галочками те, которые присутствуют у вашего ребенка. Если отмечено больше половины признаков, значит, можно судить о наличии кризиса трех лет.

1. Негативизм. Ребенок игнорирует или делает наоборот. При этом негативизм становится избирательным: ребенок игнорирует или делает наоборот только по отношению к определенному члену семьи или воспитательницы. По отношению к другому взрослому послушность сохраняется.

2. Упрямство. Имеется в виду, что ребенок начинает упрямо отстаивать свои желания. Характерно здесь то, что упрямиться он теперь может в совершенно спокойном расположении духа, без капризов.

3. Строптивость. В отличие от негативизма и упрямства ребенок в целом восстает против норм воспитания, системы отношений, образа жизни в семье. Ребенок иногда напоминает «маленького революционера».

4. Своеволие. В обиход входит выражение «Я сам!» – ребенок проявляет инициативу там, где раньше ее не было. Раньше ребенок был «пассивной куклой», теперь пришло понимание, что он – такой же человек, как и другие люди, в том числе взрослые. Если могут они, то может и он. Он пробует делать все то, что делают родители, иногда с риском для жизни. Такого рода эксперименты часто заканчиваются ссорами и взаимными обидами.

5. Борьба за статус. У ребенка просыпается потребность в уважении. Он начинает требовать, чтобы с ним считались, чтобы уважали его мнения и желания. Если раньше ребенок требовал, например, конфет только потому, что ему их хотелось, теперь он может их требовать только потому, что испытывает потребность в хоть какой-нибудь власти над окружающими.

6. Обесценивание. То, что раньше имело абсолютную ценность (родители, например, или игрушки), теперь обладает относительной ценностью. Родителей, оказывается, можно обругать, дразнить или даже стукнуть. Любимую игрушку можно сломать. Пусть родители расстроятся, а в игрушку нельзя будет больше играть, но зато ребенок получил удовольствие от ощущения власти, самостоятельности.

7. Деспотизм. Власти никогда не бывает мало. Многие родители начинают подыгрывать ребенку, реализуют все его «хотелки». В результате получают маленького деспота. Ребенок придумывает все новые и новые требования для родителей.

8. Самосознание. С кризиса трех лет начинает активно формироваться и развиваться сознание ребенка, в том числе самосознание. Он начинает размышлять о себе и других людях, начинает задавать странные и неожиданные для своего возраста вопросы. Иногда начинает копаться в своей памяти, вспоминая былое.

9. Неуравновешенность. Параллельно с формированием самосознания происходит физиологическое дозревание. Просыпаются инстинкты, которые до этого спали: борьбы за социальный статус, обиды и др. У мальчиков становится заметным инстинкт агрессии, проявляющийся в том числе в драчливости. У девочек – инстинкт заботы, ярко проявляющийся в стремлении играть с куклами. Все эти нововведения, с одной стороны, делают поведение ребенка более разнообразным. С другой стороны, поведение получает новую энергетическую подпитку. Поэтому становятся заметными частые перепады в настроении: то ребенок чрезвычайно активен, то у него силы закончились, то он снова активен.

 


См. также

Возрастные кризисы

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru