Название. Речевое упражнение "Бессмыслица"
Предназначение.
Упражнение предназначено для развития способности интонировать собственную речь, расширения спектра используемых в речи, в том числе публичной, интонаций.
Качества. Красота голоса. Интонация
Содержание
В основном или как правило люди изменяют интонацию своей речи неосознанно. Если надо добиться от подчинённого строго исполнения приказаний - голос как бы сам собой делается сурово-строгим, с металлическим звучанием. Если надо попросить у кого-то что-то, интонация соответственно меняется, голос становится "мягким и покладистым". Получается так, что обычно интонации следуют за смыслом речи, за настроем говорящего.
Надо периодически работать над своими интонациями, расширять их спектр. В противном случае с возрастом у человека вырабатывается привычка говорить в одних и тех же интонациях. В них он становится "специалистом". Другие же интонации - не освоенные - используются всё реже и реже, и при необходимости проявить их получается "что-то невразумительное". У многих такой негативный опыт может привести к коррекции самооценки ("ну не оратор я", "ну не получается у меня руководить", "ну не умею я просить", "ну не могу я кричать на людей"). Хотя, на самом деле, проблема кроется не в личности говорящего, а лишь в бедном спектре интонаций, которыми он владеет.
Чтобы повысить интонационную гибкость своей речи, надо для начала добиться того, чтобы интонации "сами собой" не следовали за смыслом говоримого. Для этого "отрыва" и предназначено данное упражнение.
Выпишите на листочек с десяток разных интонаций ("приказание", "просьба", "брюзжание" - дальше придумайте сами). Затем принимайтесь за выполнение задания из предложенных ниже (желательно между выполнением заданий делать значительные паузы, можно выполнять по одному заданию в день). Собственно задание состоит в том, чтобы прочитать строчки бессмысленных слов, меняя интонации.
Одна строчка - одна интонация. То есть все слова в этой строчке надо прочитать с одной интонацией (с какой - вы решаете сами, опираясь на список интонаций). Переходя к следующей строчке, надо обязательно выбрать другую интонацию. Сначала для удобства можете просто идти по списку интонаций. Затем, когда сориентируетесь в том, какие интонации у вас вызывают проблемы, эти интонации можете включать чаще. Каждое задание состоит из четырёх строчек. Закончив четвёртую, возвращайтесь к первой. Так надо прогнать строчки задания несколько раз. Таким образом, одна и та же строчка должна быть произнесена в нескольких интонациях.
Многие слова вам покажутся сложными для произношения. Не торопитесь, не старайтесь такие слова "брать с разбега", попробуйте несколько раз его произнести, добейтесь хорошего, гладкого произношения.
--------
Задание 1
вэ ди тя ге
му жи до бя
вэ гэ щё вы же фё
вя ри мё
--------
Задание 2
хёлэ вюйу дичэ йыты кево
руру рюте гюйю гарю тумё
ряфо шюви падю зефо жюха хацё бяну
пяхо рязё вэчу йыхэ
--------
Задание 3
шюгэжё щудядя чывепо мёйизё дыбюгы щягюже ряхёце
пёзоку кётийа туйэты
мавющэ жащёбю цулодё лёзэру фузычя
лявежа кэшэшё сёцуйо ферюня биполе бидэду чохыхя
--------
Задание 4
хючапюпэ жепицакю гыдапяво цузёгюфа йющябёки
цигяфухи бовопюфя нелюзюйу
довигипи резойэпе горизюлу рэщощёхё йетякахи
зужёпыхю хэдирохе рэкикеко кызюкега
--------
Задание 5
йяцётузяйё вюкячафадё щёрёмёщыхю быйыкянёзо цэгэдютэрэ буйэнунюжа хекыйусыцу
нюйёжебице войэхюжебе чёфедизёмя тышуфёчягя
жухущеняке пёкусуфолу йяфапядюсо
цагежозёфе вёнепувёгы рюкохэйэза рудапэцэзу фодэказяфо шибудугыфы
--------
Библиографическая ссылка
1. Речевое упражнение "Бессмыслица" [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru) : [web-сайт]. 15.09.2012. - Режим доступа: https://azps.ru/training/oratio/bessmyslica.html (15.09.2012).