Введение.
В 60-е годы в западных странах получили широкое распростране-
ние мотивационные тренинговые программы для бизнесменов. Практи-
чески все они были направлены на развитие мотивации достижения у
представителей деловой среды. Инициатор этих курсов Д.Макклел-
ланд считал, что мотивация достижения предпринимателей является
необходимой промежуточной переменной, стимулирующей общее эконо-
мическое развитие любой страны. Другими словами, он считал, что,
для того чтобы интенсифицировать экономический рост той или иной
отрасли промышленности, той или иной страны недостаточно создать
совокупность благоприятных экономических условий: крайне важную
роль играет "человеческий фактор". При прочих равных условиях бо-
лее высоких экономических успехов достигают те предприятия (от-
расли, страны), во главе которых оказываются люди с высокой моти-
вацией достижения. Многие из этих идей были апробированы в кур-
сах мотивационного тренинга в ряде развивающихся стран и были по-
лучены весьма неплохие результаты.
По мере того, как совершенствовались технологии развивающих
курсов, направленных на повышение мотивации достижения, расширял-
ся круг адресатов, изучались и результаты, к которым приводило
прохождение тренинга мотивации достижения. Так, оказалось, что
тренинг мотивации достижения существенно изменяет (особенно у
учащихся-подростков и мальчиков) отношение школьников к использо-
ванию своего свободного времени, к выработке и перспективному
планированию профессиональных намерений и глобальных жизненных
целей. Если, к примеру, стойкого повышения IQ и успеваемости в
школе практически не наблюдалось, то в вышеуказанной области ре-
зультаты различных курсов тренинга совершенно однозначны: 100%(!)
прошедших тренинг против всего 27% непрошедших отмечали связь
между хорошей учебой и будущей своей профессиональной карьерой,
77% первых и 11% вторых имели высокий суммарный показатель выра-
женности мотивации достижения во внеучебных занятиях (оценива-
лось по результатам телефонного опроса: учащимся неожиданно зво-
нили и спрашивали о том, что они делали в момент перед звон-
ком).Примерно такие же результаты были получены по отношению к
другим слоям населения.
Что касается причин возникновения мотивационных особенностей у
людей, то исчерпывающих ответов на этот вопрос нет. Безусловным
однако является влияние семьи и социума. Так, к примеру, в целом
ряде экспериментов было показано, что высокая мотивация достиже-
ния формируется у детей только в таких семьях, где родители пос-
тоянно повышали уровень своих требований к детям и одновременно
умели оказывать им ненавязчивую помощь и поддержку, а также отли-
чались мягкостью и теплотой в общении со своими детьми. И напро-
тив в семьях, где родители либо игнорировали своих детей, были
безразличны к ним, либо осуществляли очень жесткий надзор, дирек-
тивную опеку над ними, у детей, как правило, доминирующим стано-
вилось стремление избегать неуспеха и, следовательно, формировал-
ся низкий уровень мотивации достижения в целом. Что же отличает мотивацию достижения от мотивации избегания? По
данным различных авторов главными отличительными особенностями
являются следующие категории мотивации достижения:
1) Самостоятельная постановка цели субъектом;
2) Стремление достичь самостоятельно поставленной цели;
3) Отсутствие стремления понравиться кому-либо в целях, сред-
ствах и результатах деятельности;
4) Предпочтение средних или чуть выше средних по сложности
задач.
Эти четыре категории и являются базовыми в проведении любого
тренинга мотивации достижения и особенно в диагностике уровня мо-
тивации достижения.
На современном этапе нет каких-либо значимых отличий в ис-
пользовании конкретных методов развития мотивации достижения в
зависимости от уровня развития участников тренинга. Исключение
составляют лишь дети дошкольного и младшего школьного возрастов,
для которых наиболее доступным методом является метод игры. Дан-
ная программа ориентирована на тех, кому от 11-ти и выше.
Цель тренинга: Достижение стойкого повышения уровня мотива-
ции достижения удачи и снижения уровня мотивации избегания неуда-
чи у участников тренинга.
Задачи тренинга: 1. Достижение того, чтобы у участников тре-
нинга по окончании его появились/развились стойкие желания и уме-
ния в самостоятельной постановке целей деятельности,
2. Развитие стойкого стремления к достижению самостоя-
тельно поставленной цели.
3. Нивелирование стремления понравиться окружающим людям в
своих целях, средствах и результатах деятельности.
4. Обучение умению и желанию выбирать средние или чуть вы-
ше среднего по сложности выполнения задачи.
Объект тренинга: каждый, кому одиннадцать и более лет, и кто
желает стать несколько более целеустремленным и счастливым.
1. Содержательные аспекты работы в тренинге мотивации
достижения.
Как было уже указано основными категориями мотивации достиже-
ния являются: самостоятельная постановка цели, стремление дос-
тичь самостоятельно поставленной цели, отсутствие стремления пон-
равиться и предпочтение средних по трудности задач. В связи с
этим необходимо отметить то, что эти категории находятся в глубо-
кой взаимосвязи между собой и, отражая отдельные стороны мотива-
ции достижения, они не могут рассматриваться как самостоятельные
факторы, независимо от других помогающих/в случае отрицательной
заряженности мешающих развитию мотивации достижения. Для измене-
ния уровня мотивированности особенно важным представляется не
парциальное использование этих категорий в методах: упражнениях,
играх и т.д., а синтетическое использование по крайней мере двух
категорий в каждом методе.
Поэтому, как правило, на практике речь идет уже не об этих ка-
тегориях или показателях, а о формирующих влияниях. Так Д.Мак-
клелланд, анализируя условия формирования мотивации достижения,
объединил основные формирующие влияния в четыре группы:
1) формирование синдрома достижения, т.е. преобладания у
человека стремления к успеху над стремлением избегать неудачи;
2) самоанализ;
3) выработка оптимальной тактики целеобразования в конкрет-
ных видах поведения и в жизни в целом;
4) межличностная поддержка. Каждая из этих групп склады-
вается в свою очередь из совокупности более конкретных влияний.
Так, например, формирование синдрома достижения предполагает : а) обучение способам создания проективных рассказов с яр-
ко выраженной темой достижения,
б) обучение способам поведения, типичным для человека с
высокоразвитой мотивацией достижения (предпочтение средних по
трудностей целей и избегание легких и очень сложных целей; пред-
почтение ситуаций с личной ответственностью за успех дела; избе-
гание ситуаций, где цель задают другие люди; предпочтение ситуа-
ций с обратной связью и т.д.),
в) изучение конкретных примеров из своей повседневной
жизни, а также из жизни людей, обладающих высокоразвитой мотива-
цией достижения; анализ этих примеров при помощи системы катего-
рий, используемых при диагностике мотивации достижения.
В программе данного тренинга заложено использование всех форми-
рующих влияний.
2. Особенности форм и методов проведения тренинга мотивации
достижения. В процессе тренинга участникам выдается стимульный материал:
категории содержания проективных рассказов, отражающие мотивиро-
ванность на достижение и избегание, рисунки с темой достижения.
Также выдается материал, репрезентирующий ситуацию тренинга: пе-
речни категорий и характеристик, свойственных мотивации достиже-
ния успеха, а также упражнения для самостоятельного исполнения.
По окончании тренинга каждому желающему выдается справка о про-
хождении тренинга мотивации достижения.
3. Структурные компоненты занятий.
Продолжительность тренинга составляет два дня, в два этапа.
Продолжительность одного этапа - пять часов, включая один перерыв.
В соответствии с традиционными представлениями о поэтапности
усвоения мотива достижения весь тренинг разбит на шесть шагов (по
три на каждый этап):
1) привлечение внимания участников к содержанию тренинга;
2) получение участниками в ходе различных игр и при выполнении
специальных упражнений опыта мышления, поведения и эмоционально-
го реагирования, отвечающего данному мотиву;
3) усвоение участниками специальных терминов, обозначающих раз-
личные компоненты формируемого мотива;
4) соотнесение данного мотива каждым участником со своим идеа-
лом, со своими основными духовными ценностями и личностное приня-
тие мотива;
5) практическое использование участниками (с помощью ведущего)
знаний, полученных в ходе тренинга, в реальных жизненных (тренин-
говых) ситуациях;
6) самостоятельное поведение участников в соответствии с ус-
военным мотивом на фоне уменьшающейся помощи и ослабляющегося
контроля со стороны ведущего.
Каждый шаг в среднем занимает около полутора часов, но в зави-
симости от потребности, категории участников ведущий вправе
варьировать временные затраты.
4. Программа занятий.
Первый день.
1) Знакомство, вступительная речь.
2) Первый шаг: привлечение внимания участников к содержанию
тренинга.
а) Проведение небольшого теста (по Шмальту): всем участникам
раздается картинка с темой достижения и перечень восемнадцати ут-
верждений ("Он считает, что справится с этим" и т.д.); затем каж-
дый по очереди выбирает то утверждение, которое, на его взгляд,
соответствует изображению на картинке; после этого ведущий каждо-
му участнику ставит небольшой "диагноз" в полушутливой форме.
б) Краткий рассказ о двух категориях людей: с высокой и низкой
мотивацией достижения, о тех, кто бывает счастлив и о тех, кто не
бывает счастлив никогда.
в) Проведение эксперимента: вызывается доброволец и ему в руки
дается небольшой текст; затем сообщается, что доброволец с этим
текстом в течении трех минут должен выполнить какие-то действия;
ему дается 30 секунд на размышление: сам он будет задавать себе
цель или же ведущий; после того как доброволец решил - его садят.
г) Второй эксперимент: то же самое, только добровольцу одноз-
начно самому следует поставить перед собой цель,и после того, как
доброволец определился его не садят, а предлагают выполнить зада-
ние (если доброволец решил, что цель задает ведущий, то ему пред-
лагается задание: сосчитать все запятые в тексте); если цель дос-
тигнута - то доброволец награждается апплодисментами;
д) Третий эксперимент: вызывается очередной доброволец и ему
предлагается на выбор: либо же надо вслух прочесть довольно длин-
ный прозаический текст (примерно на 3 мин.), либо же из готового
набора слов (около 20-ти) составить фразу из 6-8 слов и дважды ее
музыкально пропеть.
е) Четвертый эксперимент: вызывается доброволец и ему сообщает-
ся, что у экспериментатора имеется девять заданий по возрастаю-
щей степени трудности: первое самое легкое, а девятое самое тяже-
лое; добровольцу предлагается выбрать номер задания и его выпол-
нить (арифметическое действие).
ж) Происходит обсуждение, в процессе которого участникам объяс-
няется соответствие экспериментов категориям мотивации достижения.
3) Второй шаг: получение участниками опыта мышления, поведения
и эмоционального реагирования, отвечающего мотиву достижения.
а) Составление проективных рассказов с ярко выраженной темой
достижения: участникам выдается список категорий мотивации дости-
жения, которые необходимо использовать в рассказе: потребность
достижения успеха, инструментальная деятельность, направленная на
достижение цели, ожидание успеха, похвала как результат высокого
достижения и позитивное эмоциональное состояние, связанное с ра-
ботой, достижением, успехом в осуществлении поставленной цели;
объясняется значение каждой категории и выдаются картинки, на ко-
торых так или иначе присутствует тема достижения; участникам
дается время на подготовку (5 мин.), после чего каждый вслух ог-
лашает свой рассказ; ведущий кратко анализирует каждый рассказ.
б) Предпочтение средних по трудностей целей: так же как и выше
ведущий оглашает, что у него имеется набор заданий по девяти сте-
пеням сложности; каждый по очереди выбирает сложность задания и
решает соответственную задачу; причем, задачи 1-4 уровня очень
легкие, 5-6 нормальные, а 7-9 фактически нерешаемые.
в) Предпочтение ситуаций, предполагающих личную ответствен-
ность за успех дела: одного добровольца просят выйти; оставшимся
предлагают решить задачу (не очень трудную, но требующую сосредо-
точенности), причем решать надо коллективно; по истечении 3 ми-
нут коллектив оглашает свое решение; затем возвращается доброво-
лец и ему дается точно такая же задача; затем по очереди каждый
рассказывает о том, что он чувствовал во время решения задачи.
г) Вызываются два добровольца; каждому выдается кусочек текста
и одному дается задание самому поставить цель и добиться ее, а
другому цель ставит ведущий (сосчитать все гласные буквы); после
этого каждый участник тренинга должен оценить то, что чувствова-
ли добровольцы во фразах Шмальта, причем первого во фразах моти-
вации достижения, а второго во фразах мотивации избегания.
д) Изучение конкретных примеров из своей повседневной жизни, а
также из жизни людей, обладающих высокоразвитой мотивацией дости-
жения; анализ этих примеров при помощи системы категорий, ис-
пользуемых при диагностике мотивации достижения.
4) Третий шаг: усвоение учащимися специальных терминов, обоз-
начающих различные компоненты формируемого мотива.
а) Проводится небольшая лекция, в которой излагаются помимо вы-
шеуказанных и другие категории, отражающие направленность на
цель: потребность в достижении цели, ожидание успеха, ожидание
неудачи, позитивное эмоциональное состояние, негативное эмоцио-
нальное состояние, неудачная инструментальная деятельность, ус-
пешная инструментальная деятельность, поддержка извне, препят-
ствие в окружающей обстановке и препятствие в индивиде, а также
другое.
б) Обсуждение.
Второй день.
1) Четвертый шаг: соотнесение мотива достижения каждым учас-
тником со своим идеалом, со своими основными духовными ценностя-
ми и личностное принятие мотива.
а) Краткое вступительное слово, в котором показывается то, что
мотив достижения ни коим образом не может помешать человеку в его
стремлении к идеалу, соответствии духовным ценностям.
б) Каждый участник по очереди рассказывает о своем идеале и о
том, как на его взгляд мотив достижения может помочь ему в приб-
лижении к идеалу.
в) Каждый участник по очереди рассказывает о своих пяти самых
главных ценностях и так же соотносит их с мотивом достижения.
2) Пятый шаг: практическое использование участниками знаний,
полученных в ходе обучения, в реальных тренинговых ситуациях.
а) Каждому участнику тренинга выделяется 10 минут; за это вре-
мя он должен придумать себе какую-нибудь цель, которую можно дос-
тичь "здесь и сейчас", оглашает эту цель и пытается ее реализо-
вать.
б) Происходит коллективный анализ того, что произошло по четы-
рем категориям мотивации достижения: самостоятельная постановка
цели, стремление достичь этой цели, отсутствие стремления понра-
виться и предпочтение средних по трудности задач.
3) Шестой шаг: самостоятельное поведение участников в соответ-
ствии с усвоенным мотивом на фоне уменьшающейся помощи и ослаб-
ляющегося контроля со стороны ведущего.
На этом этапе совершенно отсутствуют элементы анализа: ведущий
предлагает разыгрывать те или иные ситуации, а присутствующие
принимают участие в таком виде, в каком захотят. Ситуации могут
предлагаться и самими участниками.