Понятие самоактуализации синтетично, оно включает в себя всестороннее и непрерывное развитие творческого и духовного потенциала человека, максимальную реализацию всех его возможностей, адекватное восприятие окружающих, мира и своего места в нем, богатство эмоциональной сферы и духовной жизни, высокий уровень психического здоровья и нравственности. В одной из своих работ А. Маслоу определяет самоактуализацию как "...стремление к самоосуществлению, точнее, тенденцию актуализировать то, что содержится в качестве потенций. Эту тенденцию можно назвать стремлением человека стать все более и более тем, кем он способен стать" [10, р.46].
Изучение степени и характера самоактуализации требует разработки специальных психодиагностических средств, так как большая часть существующего методического инструментария для исследования личности была создана либо для измерения различных патохарактерологических проявлений, акцентуаций личности и форм психопатологии, либо для оценки параметров "обычной" усредненной психически здоровой личности, ее структуры (MMPI, тесты Ф. Айзенка, Г. Шмишека, Г. Роршаха, Р. Кеттелла, ТАТ и др.). Таким образом, задача создания методики, позволяющей регистрировать количественные и качественные параметры уровня самоактуализации у субъекта, являлась весьма актуальной.
Возможность одномерного описания феномена самоактуализации, сведения ее к одному показателю вызывает у исследователей серьезные возражения, связанные прежде всего с многозначностью и противоречивостью этого конструкта. В связи с этим за рубежом получил широкую известность опросник личностных ориентации Э. Шострома (Personal Orientation Inventory - POI), измеряющий самоактуализацию как многомерную величину [11,12]. POI был создан в 1963 году в Институте терапевтической/психологии (Санта-Анна, Калифорния). Его автор, американский психолог и психотерапевт Эверетт Шостром известен российскому читателю в первую очередь по книге "АнтиКарнеги или Человек-манипулятор" [9].
POI разрабатывался на основе теории самоактуализации А. Маслоу, концепций психологического восприятия времени и временной ориентации субъекта Ф. Перла и Р. Мэя, идей К. Роджерса и других теоретиков экзистенциально-гуманистического направления в психологии. Конкретные вопросы POI были отобраны из большого набора критических, в первую очередь, поведенческих и ценностных индикаторов, отличающих здорового самоактуализирующегося человека от невротика. Для выявления этих индикаторов Э. Шостром опросил ряд практикующих психологов, работающих в русле экзистенциально-гуманистического подхода в психотерапии, и обобщил их опыт. Работа по анализу и отбору суждений, вошедших в тест, проводилась в течение пяти лет.
POI состоит из 150 пунктов, построенных по принципу вынужденного выбора, и позволяет зарегистрировать два базовых и десять дополнительных параметров самоактуализации. Сами шкалы или, иначе говоря, составляющие самоактуализации, аналогично пунктам теста, были подобраны на основе опроса психотерапевтов и характеризуют основные жизненные сферы самоактуализирующейся личности.
Первая попытка адаптации теста POI в России была осуществлена в Ленинграде Е.Б. Лисовской [б], однако широкого распространения эта методика не получила. В 1981-84 гг. на кафедре социальной психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика и М.В. Кроз предприняли еще одну попытку адаптировать этот тест. В процессе работы методика Э. Шострома претерпела существенные изменения, фактически, авторами был создан оригинальный психодиагностический инструмент, который получил название "Са-моактуализационный тест" (CAT). Методика была опубликована в 1987 г. [1, с.91-114] ограниченным тиражом и к настоящему времени стала библиографической редкостью, в связи с чем и предпринято ее повторное издание.
Самоактуализационной тест построен по тому же принципу, что и POI, и состоит из 126 пунктов, каждый из которых включает два суждения ценностного или поведенческого характера. Суждения не обязательно являются строго альтернативными. Тем не менее испытуемому предлагается выбрать то из них, которое в большей степени соответствует его представлениям или привычному способу поведения.
СAT измеряет самоактуализацию по двум базовым и ряду дополнительных шкал. Такая структура опросника была предложена Э. Шостромом для POI и сохранена в данном тесте. Базовыми являются шкалы Компетентности во времени и Поддержки. Они независимы друг от друга и, в отличие от дополнительных, не имеют общих пунктов. 12 дополнительных шкал составляют 6 блоков - по две в каждом. Каждый пункт теста входит в одну или более дополнительных шкал и, как правило, в одну базовую. Таким образом, дополнительные шкалы фактически включены в основные, они содержательно состоят из тех же пунктов. Подобная структура теста позволяет диагностировать большое число показателей, не увеличивая при этом в значительной степени объем теста.
Низкий балл по шкале означает ориентацию человека лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее) и (или) дискретное восприятие своего жизненного пути. Теоретическое основание для включения этой шкалы в тест содержится в работах Ф. Пэрла и Р. Мэя. Ряд эмпирических исследований также свидетельствует о непосредственной связи ориентации во времени с уровнем личностного развития (см., например, [4]).
Низкий балл свидетельствует о высокой степени зависимости, конформности, несамостоятельности субъекта ("извне направляемая" личность), внешнем локусе контроля. Содержание данной шкалы, на наш взгляд, наиболее близко именно к этому последнему понятию. Как теоретические работы, так и психологическая практика свидетельствуют о правомерности включения указанной шкалы в методику как базовой.
Шкалы Ценностной ориентации и Гибкости поведения, дополняя друг друга, образуют так называемый "блок ценностей". Первая шкала характеризует сами ценности, вторая - особенности их реализации в поведении.
Шкалы 3 и 4 составляют так называемый "блок чувств". Первая определяет то, насколько человек осознает собственные чувства, вторая - в какой степени они проявляются в поведении.
Шкалы 5 и 6 составляют так называемый "блок самовосприятия".
Шкалы 7 и 8 очень близки по содержанию, их лучше анализировать совместно. Они составляют так называемый "блок концепции человека".
Шкалы Принятия агрессии и Контактности составляют так называемый "блок межличностной чувствительности".
Шкалы Познавательных потребностей и Креативности составляют так называемый "блок отношения к познанию". Они не имеют аналогов в POI и были включены в CAT по результатам экспертного опроса при создании методики, а также в связи с некоторыми общетеоретическими соображениями. Речь в данном случае идет в первую очередь о том, что в тест было необходимо ввести блок показателей, диагностирующих уровень творческой направленности личности как одного из концептуально важных элементов феномена самоактуализации.
Шкалы |
Те |
I |
SAV |
Ex |
Fr |
S |
Sr |
Sa |
Nc |
Sy |
А |
С |
Cog |
Cr |
Коэф-ты |
,91 |
,96 |
,89 |
,93 |
,80 |
,92 |
,95 |
,91 |
,87 |
,85 |
,81 |
,90 |
,89 |
,91 |
Все коэффициенты превышают критическое значение для α<0,01, по 9 шкалам из 14 значение показателя выше 0,90. Столь высокие показатели объясняются, вероятно, тем, что шкалы теста диагностируют глубинные свойства личности, мало подверженные значительным изменениям за относительно короткий промежуток времени.
CAT был проверен по критерию эмпирической валидности использованием метода контрастных групп. В качестве испытуемых с предположительно низкой степенью самоактуализации были взяты две группы пациентов психиатрических клиник: 20 больных неврозами и 20 алкоголиков. В качестве испытуемых с предположительно более высокой, чем в среднем, степенью самоактуализации были протестированы 15 научных сотрудников одного из московских НИИ. В следующей таблице представлены средние оценки по шкалам теста и стандартные отклонения для каждой из указанных групп, а также различия в средних оценках по t-критерию Стьюдента между группой научных сотрудников, с одной стороны, и группами алкоголиков и невротиков, - с другой.
Результаты исследования продемонстрировали, что средние показатели CAT по группе научных работников превышают статистическую норму (50 Т-баллов) по 12 из 14 шкал (за исключением шкал Гибкости поведения и Си-нергии). Усредненные показатели у невротиков ниже нормы по всем 14 шкалам, у алкоголиков - по 12 из 14 шкал (исключения - Шкалы Гибкости поведения и Контактности). Как видно из таблицы, коэффициенты различий средних были значимыми на уровне α <0,01 по 11 и 6 шкалам между соответствующими группами. Можно предположить, что при более строгом отборе самоактуализирующейся группы различия в оценках будут более яркими. Частично данное предположение подтвердилось, когда из группы научных сотрудников была выделена подгруппа исполнителей творческих ролей - генератор идей, мыслитель, методолог.
Результаты проверки эмпирической валидности шкал CAT:
Шкалы CAT |
Научн. сотр. |
Невротики |
Алкоголики |
Коэф-ты t.1 и 2 группы |
Коэф-ты t.1 и 3 группы |
|||
μ |
δ |
μ |
δ |
μ |
δ |
|||
Те |
9,00 |
2,61 |
5,95 |
2,51 |
7,13 |
2,42 |
3,33** |
1,98 |
I |
48,15 |
7,04 |
36,15 |
8,45 |
43,00 |
8,41 |
4,42** |
1,80 |
SAV |
12,54 |
2,70 |
8,30 |
2,81 |
9,50 |
2,31 |
4,34** |
3,22** |
Ех |
11,15 |
2,90 |
9,35 |
2,83 |
12,13 |
3,81 |
1,76 |
-0,79 |
Fr |
6,69 |
1,52 |
5,10 |
1,92 |
5,06 |
1,99 |
2,65* |
2,47* |
S |
8,15 |
2,19 |
4,15 |
2,00 |
5,88 |
1,36 |
5,30** |
3,26** |
Sr |
8,38 |
2,26 |
5,10 |
3,09 |
7,00 |
4,00 |
3,44** |
1,15 |
Sa |
11,77 |
2,45 |
7,85 |
3,36 |
10,75 |
2,66 |
3,87** |
1,07 |
Nc |
6,31 |
1,55 |
4,80 |
1,54 |
4,69 |
2,50 |
2,74** |
2,14* |
Sy |
3,62 |
1,17 |
2,90 |
1,21 |
3,63 |
1,45 |
1,70 |
-0,02 |
A |
8,54 |
1,61 |
6,65 |
2,03 |
7,19 |
1,76 |
2,97** |
2,49* |
С |
10,85 |
3,01 |
7,55 |
2,25 |
9,50 |
2,61 |
3,39** |
1,26 |
Cog |
5,46 |
2,22 |
4,50 |
1,84 |
4,22 |
1,95 |
1,27 |
1,58 |
Cr |
7,46 |
1,86 |
4,90 |
1,20 |
5,44 |
1,33 |
4,40** |
3,29** |
μ - среднее арифметическое оценок;
δ - стандартное отклонение;
* - коэффициенты t, превышающие критическое значение для а<0,05;
** - коэффициенты t, превышающие критическое значение для а<0,01.
Отсутствие во время создания CAT других отечественных тестов, измеряющих степень самоактуализации, сделало невозможной его непосредственную проверку по критерию конструктной валидности [8, с. 78-79]. Однако, косвенные данные были получены путем сопоставлении результатов тестирования по CAT (12 из 14 шкал) с результатами заполнения других личностных тестов одними и теми же испытуемыми. В частности, определялись такого рода связи между CAT, с одной стороны, и MMPI (31 испытуемый) и 16-PF (30 испытуемых), - с другой. Эти данные приведены в таблицах 3 и 4.
Ряд шкал MMPI, как и ожидалось, продемонстрировали значимую отрицательную корреляцию с CAT. В наибольшей степени это относится к шкалам Депрессии (2), Психастении (7) и Социальной интраверсии (0). (Следует отметить, что аналогичный результат получил и Э. Шостром при проверке конструктной валидности POI [12]). Почти все шкалы CAT коррелировали также с дополнительными шкалами MMPI Эмоциального стресса (Эс) и Уверенности в себе и высокой самооценки (Увс) (корреляции отрицательные с первой из них и положительные со второй). Наиболее высокую степень взаимосвязи (на уровне значимости
α <0,001) оба показателя продемонстрировали со шкалами Поддержки, Ценностной ориентации. Спонтанности и Самоуважения. Любопытно, что именно по этим четырем шкалам усредненные оценки группы больных неврозами наиболее существенно отличались от нормы. По-видимому, данные шкалы характеризуют те личностные особенности, недостаточное развитие которых в наибольшей степени связано с психопатологией, невротическими расстройствами личности.Корреляции с опросником Р. Кеттелла не были столь однозначными, полученные результаты продемонстрировали как прямые, так и обратные зависимости. Наиболее тесно связанными с показателями CAT оказались два фактора 16-PF - Сензитивности (1) (положительные корреляции) и Внутренней напряженности (Q4) (отрицательные корреляции). Интересно, что в аналогичном исследовании Э. Шострома с POI в наибольшей степени коррелировали другие факторы опросника - Доминирования (Е), Беззаботности (F) и Смелости (Н) [12].
Корреляции шкал CAT и MMPI:
CAT/ |
Тс |
I |
SAV |
Ex |
Fr |
S |
MMPI |
||||||
L |
0,25 |
0,25 |
0,06 |
0,21 |
-0,06 |
-0.21 |
F |
-0,04 |
-0.11 |
-0,35 |
0,10 |
0.08 |
-0,05 |
К |
-0,09 |
0,17 |
0,05 |
-0,04 |
0,26 |
-0,30 |
1 |
-0,21 |
-0.15 |
-0,14 |
-0,05 |
0,16 |
-0,32 |
2 |
-0,63** |
-0,55** |
-0,54** |
-0.25 |
-0.02 |
-0,53** |
3 |
-0.13 |
-0,07 |
-0,21 |
-0,07 |
0,39* |
-0,06 |
4 |
-0,15 |
-0,13 |
-0,29 |
0,03 |
0,21 |
-0,30 |
5 |
-0,34 |
-0,30 |
-0,34 |
-0,31 |
0.00 |
-0,57** |
6 |
-0,08 |
-0.43* |
-0,35 |
-0,14 |
-0,04 |
-0,39* |
7 |
-0,45** |
-0,58** |
-0,57** |
-0,15 |
-0,19 |
-0,48** |
8 |
-0,18 |
-0.19 |
-0,33 |
-0.10 |
-0.02 |
-0,25 |
9 |
-0,12 |
0.06 |
-0,07 |
0,06 |
0,22 |
0.08 |
0 |
-0,50** |
-0,42** |
-0,27 |
-0.17 |
-0,13 |
-0,36* |
Эс |
-0,49** |
-0,66** |
-0,59** |
-0,28 |
-0,23 |
-0,59** |
Увс |
0,53** |
0,65** |
0,70** |
0.21 |
-0,05 |
0,58** |
Sr |
Sa |
Nc |
Sy |
А |
С |
|
L |
0.05 |
0.19 |
0,56** |
0.28 |
0.15 |
0.23 |
F |
-0,20 |
0,03 |
-0.23 |
-0.51** |
-0,07 |
-0,18 |
К |
0,02 |
0,04 |
0,38* |
0,31 |
0,01 |
0,13 |
1 |
-0,26 |
-0.23 |
0,25 |
-0.10 |
-0,09 |
-0.23 |
2 |
-0.55** |
-0,48** |
-0,17 |
-0.20 |
-0,36* |
-0.46** |
3 |
-0,09 |
-0,12 |
0,12 |
-0.08 |
-0,03 |
-0.44 |
4 |
-0,14 |
0.02 |
-0,24 |
-0.24 |
-0,04 |
-0.33 |
5 |
-0,35 |
-0,39* |
0,13 |
0.05 |
-0,17 |
-0,40* |
6 |
-0,50** |
-0,30 |
-0.01 |
-0.04 |
-0.37* |
-0.24 |
7 |
-0,56** |
-0,42* |
-0,40* |
-0,35 |
-0,41* |
-0.42* |
8 |
-0,27 |
-0,04 |
-0.25 |
-0,31 |
-0.15 |
-0,11 |
9 |
0,10 |
0.07 |
-0,28 |
-0.22 |
0,00 |
-0,05 |
0 |
-0,24 |
-0,36* |
-0,12 |
-0,15 |
-0,17 |
-0,39* |
Эс |
-0,67** |
-0,53** |
-0,25 |
-0,30 |
-0,44* |
-0,52** |
Увс |
0,67** |
0,46** |
0,25 |
0.18 |
0,41* |
-0,36* |
Здесь и в остальных таблицах:
* - коэффициенты r, превышающие критические значения для α <0,05;
** - коэффициенты, превышающие критические значения для α <0,01.
Сложный и не вполне однозначный характер взаимосвязей шкал CAT с показателями MMPI и, особенно, 16-PF вполне объясним, если обратиться к анализу и сравнению принципов построения всех этих