Э.Берн выделяет следующие три составляющие личности человека, которые обусловливают характер общения между людьми: родительское, взрослое, детское.
Родительское (Родитель - Р) , которое подразделяется на заботливое родительское состояние Я, критическое родительское состояние Я. Родительское Я, состоящее из правил поведения, норм, позволяет индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, "запускает" полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми, обыденными задачами. Кроме того, Родительское Я обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени на размышления, анализ, поочередное рассмотрение возможностей поведения.
Взрослое (Взрослый - В) состояние Я воспринимает и перерабатывает логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое Я, в отличии от Родительского, способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственного принятия решений.
Детское (Дитя - Д, или Ребенок) состояние Я следует жизненному принципу чувств. На поведение в настоящем влияют чувства из детства. Детское Я также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум другим составляющими личности. Оно "отвечает" за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных, иногда "острых", необходимых в определенной степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений. Кроме того, Детское Я выступает на сцену, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения проблем: не способен преодолеть трудности или/и противостоять давлению другого человека. Это Я подразделяется на: естественное детское Я (спонтанные реакции типа радости, печали и т.д.) , приспосабливающееся детское Я (приспосабливающийся, прислуживающийся, боязливый, виноватый, колеблющийся и т.п.) , возражающее детское Я.
С позиции родителя "играются" роли отца, старшей сестры, педагога, начальника; с позиции взрослого - роли соседа, случайного попутчика, подчиненного, знающего себе цену, и т.д.; с позиции ребенка - роли молодого специалиста, артиста - любимца публики, зятя.
В личности каждого человека обнаруживаются все три составляющие, однако при условии плохого воспитания личность может деформироваться так, что одна составляющая начинает подавлять другие, что обусловливает нарушение общения и переживается человеком, как внутреннее напряжение.
Инстанции Я и типичные способы поведения и высказывания
Инстанция Я |
Типичные способы поведения, высказывания |
|
Родитель |
Заботливый родитель |
Утешает, исправляет, помогает "Это мы сделаем" "Не бойся" "Мы все тебе поможем" |
Критический родитель |
Грозит, критикует, приказывает "Опять ты опаздал на работу?" "У каждого на столе должен быть график!" |
|
Взрослый |
Собирает и дает информацию, оценивет вероятность, принимает решения "Который час?" "У кого же может быть это письмо?" "Эту проблему мы решим в группе" |
|
Ребенок |
Спонтанный ребенок |
Естественное, имульсивное, хитрое, эгоцентричное поведение "Это дурацкое письмо у меня уже третий раз на столе" "Вы это сделали просто замечательно!" |
Приспосабливающийся ребенок |
Беспомощное, боязливое, приспосабливающееся к нормам, уступчивое поведение "Я бы с радостью, но у нас будут неприятности" |
|
Бунтующий ребенок |
Протестующее, бросающее вызов поведение "Я это делать не буду!" "Вы этого сделат не сможете" |
Каждое из состояний Я выполняет определенные функции и вследствие этого является жизненно необходимым. Дисгармонии, нарушения общения связаны либо с подавлением одного из них, либо с проявлением в тех ситуациях, которые оно не должно контролировать. Психотерапия, по Э.Берну, должна осуществляться именно в этом направлении.: "оживлять" подавленное Я-состояние или обучать актуализации определенного Я-состояния в тех случаях, когда это необходимо для гармоничного общения.
Для оптимального функционирования личности, с точки зрения трансактного анализа, необходимо, чтобы в личности были гармонично представлены все три состояния Я.
Для того, чтобы оценить, как сочетаются эти три Я в поведении, можно воспользоваться следующим тестом (оценивая приведенные высказывания в баллах от 0 до 10).
¹ |
Высказывание |
Личная оценка высказывания |
1 |
Мне порой не хватает выдержки |
3 |
2 |
Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять |
8 |
3 |
Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей |
3 |
4 |
Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-то событиях |
2 |
5 |
Меня провести нелегко |
5 |
6 |
Мне бы понравилось быть воспитателем |
2 |
7 |
Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому |
3 |
8 |
Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события |
6 |
9 |
Каждый должен выполнять свой долг |
8 |
10 |
Нередко я поступаю не как надо, а как хочется |
4 |
11 |
Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия |
9 |
12 |
Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить |
8 |
13 |
Я, как и многие люди, бываю обидчив |
6 |
14 |
Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе |
6 |
15 |
Дети должны безусловно следовать указаниям родителей |
8 |
16 |
Я - увлекающийся человек |
4 |
17 |
Мой основной критерий оценки человека - объективность |
7 |
18 |
Мои взгляды непоколебимы |
6 |
19 |
Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать |
0 |
20 |
Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны |
9 |
21 |
Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств |
1 |
Обработка результатов
Я-состояние |
Суммируемые строки |
Сумма баллов |
|
Д |
"Дитя" |
1, 4, 7, 10, 13, 16, 19 |
22 |
В |
"Взрослый" |
2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 |
50 |
Р |
"Родитель" |
3, 6, 9, 12, 15, 18, 21 |
48 |
Расположив соответствующие символы в порядке убывания веса, получаем формулу ВРД.
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я