История групповой психотерапии в США включает "репрессивно-вдохновляющий" подход Джозефа Пратта, психодраматические методы Якоба Морено, психоаналитические принципы Зигмунда Фрейда и гуманистическую ориентацию в психологии Карла Роджерса. На этой основе, дополненной экспериментальными исследованиями групповой динамики, возникли современные психокоррекционные группы. Термин психо-коррекционные группы широко используется для описания небольших временных объединений активных участников, обычно имеющих назначенного руководителя, общую цель межличностного исследования, личностного научения, роста и самораскрытия. Группы различаются по следующим параметрам: структурированные - неструктурированные, центрированные на руководителе - центрированные на участнике и рациональные - аффективные.
Размеры группы зависят от ее основной цели. В целом психотерапевтические группы меньше, чем группы личностного роста. Сторонники гетерогенных групп утверждают, что смешение различных болезней и межличностных стилей повышает групповой успех, а сторонники гомогенных групп считают, что сходство способствует сплоченности и ослабляет конфликты.
Роли - это поведение, принятое членами группы и рассматриваемое ими как отвечающее групповым потребностям. Важное значение для понимания ролей участников имеют выделенные Робертом Бейлзом функции решения задач и функции оказания поддержки, а также предложенные Тимоти Лири виды поведения, расположенные на осях "гнев - любовь" и "сила - слабость".
Нормы - это принятые правила поведения, руководящие действиями участников и определяющие санкции при их нарушениях. Типичными нормами психокоррекционных групп являются самораскрытие и честность. Подчинение групповым нормам связано со статусом участника группы и сплоченностью группы.
Роли руководителей определяются
потребностями группы, а также
такими индивидуальными качествами
членов группы, как, например,
уровень участия в группе. В
классической работе Левина,
Липпитта и Уайта (Lewin, Lippitt & White, 1939)
стили руководства разделяются на
авторитарный, демократичный и
попустительский. Эффективный
групповой руководитель вдумчиво
применяет методики в рамках
соответствующих теорий.
Руководитель может действовать в
группе в качестве эксперта,
катализатора, дирижера и образца
участника. Если центрированный на
руководителе, структурированный
подход может снижать тревожность и
помогать выполнению начальной
задачи, то центрированный на
участнике, менее структурированный
подход вызывает меньшую
зависимость и большую автономию
участников.
Психокоррекционные группы
проходят ряд стадий. Согласно
теории межличностных отношений
Уильяма Шутца, выделяются стадии
группового процесса: включение,
контроль и привязанность. Келман
предложил свой анализ группового
процесса. Он рассматривает группу
как ситуацию социального влияния,
характеризуемую процессами
податливости, идентификации и
присвоения.
Наконец, как в подготовке руководителя группы, так и в проведении занятий важны этические аспекты. Руководствуясь относящимися к опыту группового поведения такими специфическими этическими вопросами, как согласие на участие в групповом процессе на основе полной информации, свобода выбора, и такими мерами предосторожности, как конфиденциальность и методы отбора, можно свести к минимуму риск психологических и физических травм.
по мотивам книги К.Э. Рудестама "Групповая психотерапия"