Общие принципы практических упражнений в групповой психотерапии

   Групповая психотерапия может представлять из себя непрерывный, неделимый на отдельные блоки процесс, но может состоять и из череды структурированных упражнений. Подавляющее большинство психологических тренингов имеют свою четкую программу, которая включает в себя отдельные упражнения (процедуры). Чем ближе процесс групповой психотерапии к целям и задачам психологического тренинга, тем с большей вероятностью можно ожидать, что она будет состоять из структурированных упражнений.

Структурированные упражнения

   Структурированные упражнения важны во многих отношениях:

- они помогают групповому развитию и достижению искомого научения,

- активно способствуют реализации групповых и индивидуальных целей,

- у членов группы возникают новые проблемы в результате участия в практических занятиях, рождаются и исследуются новые чувства, отрабатывается или моделируется новое поведение,

- содействуют сплочению группы,

- уменьшают преграды для эмоциональной открытости и последовательно подталкивают участников к самораскрытию,

- помогают задействовать всех участников (а не только самых общительных).

К недостаткам структурированных упражнений обычно относят искусственное ограничение живого спонтанного общения и развития группы, некоторую "механистичность", сковывание индивидуальных чувств.

Существуют компромиссные подходы. В одном из них на первых занятиях группа "борется сама за себя", а потом уже происходит переход к структурированным упражнениям. В другом наоборот работа начинается с упражнений, а потом уже происходит переход к живому взаимодействию. Очевидно, использование того или иного подхода зависит от целей и задач тренинга, от категории участников.

Личная теория группового поведения

   У каждого ведущего имеется собственная личная теория (модель) группового поведения. Это совсем не значит, что эта теория - является его собственной выдумкой. Это значит, что для понимания групповой динамики ведущий пользуется определенным набором истин, которые не вызывают у него сомнения.

Применение того или иного упражнения является в значительной степени делом личного предпочтения ведущего. Не стоит сбрасывать со счетов, что какие-то упражнения для ведущего являются более комфортными, какие-то менее. Ощущение комфорта во многом зависит от удачного соответствия упражнения личной теории.

Опытный руководитель группы меньше склонен следовать формальному плану структурированных упражнений, предпочитая осуществлять своевременные вмешательства и выбирать специальные методы для достижения поставленных целей. Для этого у него должна быть мощная, работоспособная теория группового поведения, которая позволяет хорошо ориентироваться в быстро меняющихся коммуникативных ситуациях.

Формальное описание упражнений

   Ведущий одни и те же упражнения может проводить в разных группах десятки и даже сотни раз. Даже если ведущий имеет опыт проведения одного упражнения в сотню раз, не будет лишним по этой процедуре хранить специальную карточку, в которую выписываются ключевые особенности упражнения: основные идеи, мишени, предупреждения-противопоказания, технические требования, время и т.п.

Добровольность

   Добровольность участия - очень важное требование для психологического тренинга и групповой психотерапии. Оказывая давление на участника, ведущий может заставить его сделать желаемое, но потеряет с ним контакт.

Ведущему и участникам необходимо помнить, что упражнение является средством исследования индивидуальных и групповых проблем, а не самоцелью.

Литература

Рудестам К.Э. Групповая психотерапия.

 


См. также

Психотерапия

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru