Карточная бланковая игра-шутка "Болван"


(автор Пряжников Н.С.)

Слова «болван», «дурак» - нехорошие, но часто употребляемые (или подразумеваемые). В толковых словаря (В.Даля, С.И.Ожегова и др.) слова эти обозначаются как «разговорные» и «простонародные»...Психологи без особого желания используют эти слова, т.к. они несут в себе «оценочный» компонент. Как известно, хорошие, «правильные» психологи должны использовать только свои научные психологические термины. Но на самом деле и научные слова использовать в присутствии клиентов можно далеко не всегда (для понимания смысла таких слов необходимо специальное образование, из-за неправильного понимания у школьника или клиента также может возникнуть обида и т.п.).

Таким образом, психолог должен если и не включать слова «дурак» и «болван» в свой активный словарный запас, то хотя бы относится к употреблению этих слов как к реальности, с пониманием... Даже если использовать более «приличные» слова, например, «человек, совершивший ошибку», «человек, что-то забывший», просто «глупенький» и т.п., то все-равно подразумеваться будет «дурак» или «болван»... Ведь помимо своего чисто филологического значения эти «нехорошие» слова несут еще и эмоциональную нагрузку.

Кроме того, существует даже необходимость употребления таких слов. Это относится к оценке и самооценке человеком своего неудачного поведения в различных жизненных ситуациях, а также и в более сложных случаях, например, при планировании и реализации своих жизненных перспектив. И тогда возникает необходимость уточнить, а что есть «дурак» и «болван»? Это там более важно, что слово «дурак» является противоположностью слова «умный» и лучше осознав, что есть «дурак», мы может лучше поймем, что же есть «умный»... У нас даже были попытки обсуждать смысл слов «дурак» и «болван» с подростками, когда они слишком активно использовали эти «нехорошие» слова в своем общении. При этом часто сами подростки затруднялись объяснить, чем «дурак» отличается от «не дурака» или просто говорили, что «это и так каждому умному человеку понятно»...

Между тем, проблема «дурака» - это философская проблема. В культуре накоплено немало интересных мыслей о глупости, которые также могут служить отправными точками для анализа проблемы, хотя и не решают ее окончательно. О проблеме человеческой глупости с юмором рассуждает Эразм Роттердамский в своей известной работе «Похвала глупости», о глупости пишет Иштван Рат-Вег в книге «История человеческой глупости» и т.д. Ф.М.Достоевский говорил, что "дурак, познавший, что он дурак, это уже не дурак"... "Нет глупцов более несносных, чем те, которые не совсем лишены ума", - писал Ф.Ларошфуко. Ст.Е.Лец говорил, что "интеллектуально независимы только гении и дураки". Еще древние еврейские мудрецы отмечали, что "жадность - родная сестра глупости, которую сама предваряет"... Таким образом, глупость и ум находятся в очень непростых и даже парадоксальных отношениях: оказывается, чтобы поумнеть, следует познать, что ты глуп (по Ф.М.Достоевскому) или то, что наиболее несносная глупость именно такая, которая не совсем лишена ума (по Ф.Ларошфуко) и уж особенно странно для современного человека слышать, что «жадность предваряет глупость» (согласно еврейским мудрецам), хотя многие убеждены, что именно жадность является основой предприимчивости и хитрости, которые, якобы, и выступают как главные признаки ума, интеллекта, мудрости...

Таким образом. глупость может присутствовать и у образованного человека (не лишенного ума). Более того, именно с умного спрос за ошибки и нелепое поведение гораздо больший, чем с человека без соответствующего образования и воспитания.

Все это позволяет определить дурака как человека, который обладая всеми необходимыми возможностями (интеллектом, прекрасным образованием, воспитанием и т.п.) все-таки совершает глупости, которых мог и не совершать, т.е . дурак - это тот, кто не использует свои имеющиеся возможности. Например, когда говорят. «... - страна дураков», то как раз и имеют в виду неиспользованные возможности и, прежде всего. огромный интеллектуальный потенциал общества...

Возникает удивительная ситуация (психологический «феномен дурака»): чем в большей степени человек обладает разными талантами и возможностями (но не использует их в благородных целях), тем в большей степени он может быть отнесен к «глупцам», но как только человек начинает осознавать это, у него появляется возможность превратиться из «болвана», которым манипулировать, используя его слабости и предрассудки, в «умного», уважающего себя человека, т.е. из «глупца» - в «мудреца»...

А вот для того, чтобы перестать быть «глупцом» нужен не столько интеллект, сколько нравственная зрелость, совесть и чувство собственного достоинства. Как эти ни удивительно, гибкий, развитый интеллект часто даже помогает глупцу быстро оправдать свои неблаговидные поступки: уже в этом-то образованные негодяи весьма искусны... Таким образом, для того, чтобы не быть дураком важнее обладать совестью и чувством собственного достоинства, чем даже интеллектом... Конечно прекрасно, когда есть и то, и другое, но совесть и достоинство - первичнее...

Сложнейшая психолого-педагогическая проблема: каким образом помочь молодому человеку осознать все это?... Ведь путаница в таких понятиях как «дурак», «умный», нежелание обсуждать проблемы «совести» и «достоинства» часто дезориентируют подростка, не позволяют ему полноценно самоопределиться в профессиональном и личностном плане. Мы считаем, что одним из первых шагов в решении такой психолого-педагогической задачи должно быть преодоление упрощенного отношения к проблеме, когда, например, под «болваном» понимается человек не сумевший «хорошо устроиться в этой жизни» или не сумевший «обмануть других»... Поскольку в открытую говорить об этом сложно (у многих подростков сразу же выстраивается барьер непонимания), то делать это лучше в игровой, шутливой форме.

Жалко, что психологи и педагоги часто «уклоняются» от данной проблемы, хотя для многих людей вопрос - дурак я или не дурак (или не совсем дурак)? - является очень существенным. В представленной ниже игровой методике в якобы не серьезной форме смоделирована проблема переосмысления «глупости» в связи с выбором и реализацией тех или иных жизненных ценностей.

Карточная бланковая игра-шутка «БОЛВАН». Игра в очень шутливой форме позволяет рассматривать вопросы выбора тех или иных конкретных жизненных ценностей, определяющих смыслы жизни и счастье человека в целом.

Желательно проводить данную игру только с одной небольшой группой в 6-8 человек. Играть сразу с двумя-тремя командами нежелательно, поскольку, сам психолог в игре с одной командой, помимо выполнения роли организатора, должен выполнять конкретную игровую роль. Время на проведение методики - около 30-40 минут. Игра вполне может быть проведена как в школе (после уроков), так и в детском летнем лагере. Желательно включить в игровую команду подростков, которые достаточно цинично относятся к идеалам добра, благородства, достоинства - для них-то игра и предназначена.

Процедура включает следующие этапы:

1. Психолог показывает на доске, как подготовить игровой бланк (см. Таблицу 1), а участники рисуют такой бланк на своих листочках в клеточку, положенных горизонтально. Чуть позже аналогичный бланк, уже на таком же листочке делает себе ведущий-психолог.

2. Далее игроки готовят восемь карточек (аккуратно разрывают чистый листок на восемь равных частей). Ведущий-психолог карточки себе не делает: они ему не понадобятся.

3. Ведущий-психолог показывает на доске, как оформляются карточки (см. Рисунок 1). На лицевой стороне первой карточки выписывается название первого события-ценности (из перечня событий) - "Украсть 1 миллион долларов", а на обратной стороне - только буквы А, Б, В и Г, соответствующие тем или иным радостям и смыслам жизни. Далее на обратной стороне карточки, напротив каждой буквы игроки самостоятельно оценивает по 5-балльной шкале (от 0 до 5 баллов), насколько первое событие - "Украсть 1 миллион долларов" - будет способствовать "радостям души" (А), "радостям тела" (Б), "одобрению со стороны порядочных людей" (В), "одобрению негодяев" (Г).

Аналогично готовятся по порядку все восемь карточек.

 

4. В ходе игры участники обмениваются друг с другом карточками с событиями-пожеланиями, например, кто-то хочет пожелать своему товарищу, чтобы тот "честно заработал 5 тысяч баксов" или "воспитал трех детей"...

Организуется это следующим образом. Ведущий-психолог дает команду (например, по счету «три») и каждый игрок отдает кому-то одну свою карточку-пожелание, после чего игрок, получивший карточку, делает в бланке соответствующие записи (см. ниже). В следующий раз (по команде «три») - игроки отдают по одной карточке другим своим товарищам и т.д. Может оказаться так, что кому-то за один такой ход достанутся сразу несколько карточек, а кому-то - ни одной. Все это обычно компенсируется в другие ходы.

Если игрок принимает данное пожелания, то он берет предлагаемую ему карточку и сначала выписывает в свой бланк, во вторую колонку, напротив данного пожелания знак "плюс" ("+"), а с обратной стороны карточки переписывает в бланк, в четвертую колонку, против соответствующих букв те баллы, которые проставлены на полученной им карточке. При этом рекомендуется не просто переписывать баллы, а сразу приплюсовывать их к уже имеющимся баллам и выписывать новое значение (например, если ранее напротив буквы "А" стояло 4 балла, то после получения по данной букве 5-ти баллов, в бланк следует сразу написать их сумму - 9 баллов и т.д.). Важно сразу сказать игрокам, чтобы они выписывали новые суммы рядом со старыми, и исправляли эти баллы (например, не следует переправлять «4» на «9», а надо рядом с «4» написать «9») - это важно для последующего подведения итогов. После этого карточки первоначальным владельцам не возвращаются, но могут быть использованы в игре повторно.

Особенностью данной игры является то, что каждый игрок вправе отказаться от предлагаемого ему события-пожелания и тогда эта отвергнутая карточка вручается некоторому "пустому месту" - некоторому условному "болвану", который как бы «согласен на все», от чего отказываются «умные» и «порядочные» люди. Естественно, "болван" уже не имеет права отказываться от того, что ему достается. Роль такого условного "болвана" в игре выполняет ведущий-психолог. По нашему опыту, подростки прекрасно понимали условность данной роли и никогда даже не пытались шутить по этому поводу...

Взяв карточку, ведущий в роли игрового "болвана" должен также пометить "плюсом" в своем, заранее заготовленном бланке, что ему за событие досталось и перенести с обратной стороны полученной карточки баллы напротив соответствующих букв, т.е. проделывает все то, что и остальные участники. Те карточки, которые получил "болван" больше в игре не участвуют.

Если в игре окажется, что ведущего буквально "заваливают" карточками, что может привести к значительному отвлечению его внимания от организации игрового взаимодействия, то ему следует просто попросить "пощадить" ведущего...

Если же окажется, что подростки почти не захотят отдавать "болвану" свои карточки, что приведет к неинтересному завершению игры (просто потеряется главная "изюминка" данной методики и нечего будет обсуждать...), то ведущий должен с помощью провокационных фраз заставить участников от чего-то отказываться в свою пользу. Например, "Ну сколько можно рожать детей, у Вас ведь уже есть 3 ребенка?!", или "Сколько же можно учиться, учиться и учиться - не надоело еще?!", или "Нужны Вам эти муки творчества?" и т.п.
Таблица 1.

Пример бланка для игры "Болван".

 

 

События-пожелания

 

Частота встречаемости событий

(каждая карточка с событием помечается знаком «+»)

 

Критерии качества "хорошей" жизни

Показатели выраженности критериев "хорошей" жизни (переписываются и сразу приплюсовываются баллы с обратной стороны карточек)

1.       Украсть 1 мил .долларов

 

А.

Радости души

 

2.       Воспитать 3-х детей

 

3.       Честно заработать 5 тыс. «баксов»

 

Б.

Радости тела

 

4.       Учиться, учиться и учиться

 

5.       Муки творчества

 

В.

Одобряют порядочные люди

 

6.       Богатое наследство

 

7.       Престижная работа

 

Г.

Одобряют негодяи

 

8.       Поездка в Париж...

 

 

5. Где-то примерно с середины игры (через 7-10 минут от ее начала) ведущий может ввести новое правило: с данного момента карточки повторно в игре не участвуют и после каждого хода просто кладутся под листок и игра продолжается пока у игроков останется по 3-4 карточки.

6. Примерно за одну минуту до окончания игры ведущий вводит еще одно игровое условие: за оставшуюся минуту каждый игрок может освободиться (отдать кому-то из своих товарищей, но не "болвану") одну самую непривлекательную свою карточку с событием-пожеланием, после чего все оставшиеся на руках у каждого игрока карточки будут считаться "пределом его желаний" (раз он так долго их никому не отдавал) и с них необходимо будет переписать в свой бланк всю необходимую информацию, т.е. пометить "плюсами" названия этих карточек-пожеланий и, главное - перенести в бланк все баллы, которые имеются на этих оставшихся карточках.

7. После этого подсчитываются результаты игры. Все участники, включая ведущего, должны по каждой букве (А, Б, В и Г) быстро сосчитать общую сумму баллов. Если в ходе игры, как уже указывалось ранее, участники сразу приплюсовывали эти баллы к уже имеющимся значениям, то все подсчеты оказываются очень простыми. После этого необходимо подсчитать средние арифметические значения по каждой букве, для чего необходимо полученную сумму баллов просто разделить на само количество цифр, выписанных против каждой буквы.

8. Общее подведение итогов организуется следующим образом. Ведущий, выполнявший роль игрового "болвана" сначала спрашивает остальных участников, у кого самое большое среднее значение по первой букве "А" - по "Радостям души"? Далее он называет свое среднее значение. Нередко оказывается, что уже после первого сопоставления результатов многих игроков, которые имели возможность отказываться от того, что казалось им недостойным, с результатами "болвана", который как бы вынужден был брать все события-остатки (своеобразные "отбросы") вдруг оказывается, что более предпочтительные результаты почему-то именно у "болвана" (или, по крайней мере, не хуже тех игроков, кто по средним значениям лидирует в группе).

Можно также поинтересоваться у игроков, кто больше выбирал первое событие, второе и т.д., не забыв каждый раз называть, сколько раз такое событие "происходило" у игрового "болвана" (может это как-то помогло бы понять, почему дела у "болвана" не так уж плохи по сравнению с более "приличной" публикой ...).

Далее ведущий сравнивает свои средние результаты с результатами других игроков по следующим позициям (по другим буквам - Б, В и Г).

Поскольку такие сопоставления очень часто оказываются для игроков неожиданными, то все это может стать хорошей основой для увлекательного обсуждения проблем, связанных с поиском смысла жизни и путей построения полноценного счастья и т.п.

Но иногда никаких неожиданностей в игре не происходит: самые непривлекательные результаты оказываются именно у «болвана». Объясняется это тем, что данная группа подростков просто не поддалась на «провокацию», т.е. у большинства из них уже сформирована нормальная ценностная система. Возможно и другое объяснение: ведущий-психолог слишком вяло провел игру, не провоцировал подростков отдавать им карточки со «всякими там благородными событиями» (типа «Воспитать 3-х детей», «Учиться, учиться и учиться» и т.п.).

Если же игровая группа подобрана из подростков, у которых пока еще достаточно циничное отношение к высоким и благородным ценностям, то парадоксальный эффект, когда у «болвана» окажутся более привлекательные результаты, скорее всего, проявится.

 


См. также

Технологии профориентации

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru