Серавин А. И. Исследование творчества. Приложение №2: Практические рекомендации по проведению проективного теста на творческое мышление

В начале я хотел назвать это приложение «Экспериментальная батарея тестов для выявления и прогнозирования творческой деятельности; технология проведения». Однако публикация ряда методик в этой книге означала бы нарушение авторских прав их создателей, и перспектива разбирательств в этой области меня совершенно не устраивала. Поэтому пришлось переработать приложение в другой формат, а непосредственно с элементами батареи тестов можно ознакомиться на сайте www . seravin . narod . ru . Решено было сконцентрироваться на практических рекомендациях по исследованию творчества с помощью разработанного нами Проективного теста на творческое мышление. Методика применяется с целью прогноза получения творческого продукта от конкретного человека.

Начав читать курс лекций по психодиагностике, решил, что наиболее правильно было бы показать студентам возможности психодиагностики на примере самого сложноисследуемого предмета - творчества. Как-то на очередной лекции задумал опробовать идею проективного теста по исследованию творчества. Попросил приготовить чистые листы бумаги, задал инструкцию: «Вот вам лист бумаги и карандаш. Придумайте себе задание и выполните его на пятерку; после выполнения напишите, что в нем нового, что старого, почему вы думаете, что ваш продукт достоин пятерки. Но помните, что пятерку, наивысшую отметку, получит только один из группы - тот, кто справится лучше всех». Меня три раза попросили повторить инструкцию. У студентов был шок... Первые несколько минут листы были пусты... Через некоторое время испытуемые стали засыпать меня наводящими вопросами. В общем-то, я не надеялся, что кто-нибудь ответит творчески на этот тест, так как вероятность появления действительно творческого продукта невероятно мала. Дальше следовала беседа со студентами, в ходе которой они должны были аргументировать, почему именно их продукт достоит наивысшей отметки, что в нем старого, что нового.

Это пилотажное исследование заинтересовало моего коллегу, И.В. Берно-Беллекура, который стал параллельно со мной проводить тестирование на творческое мышление при помощи моего метода. На сегодняшний день Проективный тест опробован более чем на 300 испытуемых, из которых лишь двое показали результат, пограничный между показателями дивергентного и творческого мышления (подробнее см. главу «Исследование творчества»).

Проективный тест на творческое мышление:

рекомендации по проведению

1. Раздайте бумагу формата А4 и ручки (лучше, если каждый испытуемый сам возьмет у вас бумагу, поскольку то, как вы положите листок - горизонтально или вертикально, - может повлиять на результат).

 

2. Зачитайте инструкцию:

«Вот вам лист бумаги и карандаш. Придумайте себе задание и выполните его на пятерку; после выполнения напишите, что в нем нового, что старого, почему вы думаете, что ваш продукт достоин пятерки. Но помните, что пятерку, наивысшую отметку, получит только один из группы - тот, кто справится лучше всех».

Будьте готовы к тому, что, выслушав инструкцию, испытуемые некоторое время будут пребывать в состоянии шока, затем примутся задавать вам наводящие вопросы, просить пояснить задание. Ни в коем случае не комментируйте, вежливо скажите, что ответы на все вопросы есть в инструкции, и вы готовы еще несколько раз её зачитать. Если кто-то возражает, что, например, не умеет рисовать, попросите испытуемых не озвучивать, как они намерены выполнить задание (в приведенном выше случае испытуемый косвенно выразил намерение что-то нарисовать), поскольку это может повлиять на всех испытуемых, а вам важен не групповой, а индивидуальный результат. Кроме того, объясните, что художественные способности не имеют при выполнении данного теста никакого значения, и что полученный продукт может вообще не иметь ничего общего с рисунком.

 

3. После завершения работы на бумаге, в зависимости от цели исследования, проведите групповую или индивидуальную беседу (варианты цели: собственно исследовать творческое мышление, задать групповую динамику, снять напряжение в группе, индивидуальная консультативная работа, повышение творческого потенциала отдельных членов группы или группы в целом, и т.д., подробнее см. главу «Прикладные аспекты теории творчества»). В ходе беседы каждый из испытуемых должен сам дать оценку своему продукту и аргументированно объяснить, почему данный продукт достоин этой оценки, рассказать о своем продукте, что в нем нового, что старого. Для оценки удобнее всего использовать 5-балльную шкалу, поскольку она наиболее понятна и знакома большинству людей со школьной скамьи.

4. В случае, если вы встретили, с вашей точки зрения, необычный продукт, проведите индивидуальную беседу с его автором (если до этого использовалась групповая беседа).

 

5. Возможно, при интерпретации теста вы столкнетесь с необходимостью получить консультацию у специалиста в области, к которой можно отнести продукт тестирования, претендующий на звание творческого (к примеру, получить оценку специалиста-математика, физика, художника, музыканта, инженера и т.д.)

 

6. Выявив людей, показавших навыки творческого мышления, пишите мне - соберем базу личностей с творческими задатками, создадим карту творческого потенциала России. Помните, что вероятность встретить людей с творческим мышлением крайне мала, гораздо меньше 1%, соответственно, поэтому каждый творческий результат имеет большую ценность.

 

Целесообразно в рамках исследования творчества, помимо Проективного теста на творческое мышление, применять батарею тестов, чтобы получить более полную картину личности и изучить механизмы мышления потенциального «творца». Батарея тестов включает тест на уровень притязаний, тест на лабильность мышления, тесты на дивергентное мышление (здесь идеально подходят элементы тестовых заданий Гилфорда, Торренса, Медника и Дружинина), тест «Кто я», биографический тест.

Особо обратите внимание на лабильность мышления, то есть насколько оперативно человек реагирует на изменения, способен ли он перестроиться в соответствии с меняющейся обстановкой или «упрется» в ставшую неактуальной или неадекватной идею, принципы или методы, а также на то, входят ли его потенциальные открытия в структуру личности, в картину мира, являются ли они приоритетными. С помощью биографического метода необходимо стремиться выяснить, будут ли родные и близкие помогать человеку в его развитии, препятствовать, или это им безразлично. Имеет большое значение уровень притязаний возможного творца: какой уровень трудности в задании он себе сам поставит, является ли достижение целью серии будущих действий (условно тактической идеальной целью творца). Важно, как субъект выбирает цель очередного действия, которая формируется в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий (уровень притязаний в данный момент), насколько успехи и критика действенны в отношении потенциального творца, каков его желаемый уровень самооценки личности. Есть ли у него стремление к повышению самооценки в условиях, когда человек свободен в выборе степеней трудности очередного действия. Наблюдается ли у испытуемого конфликт двух тенденций - тенденции повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех, и тенденции снизить их, чтобы избежать неудачи. Смещается ли уровень притязаний испытуемого в область более трудных задач или более легких в зависимости от переживания успеха или неуспеха. Тест на уровень притязаний имеет особое значение, поскольку даст вероятное понимание того, насколько потенциальная творческая личность устойчива к переживаниям успеха и неудач, и насколько «творец» изначально готов ставить перед собой сложные, трудноразрешимые, а возможно, и вовсе нерешаемые задачи.

Некоторые примеры продуктов, полученных при проведении Проективного теста на творческое мышление, приведены в следующем приложении с комментариями.

Содержание

 


 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru