Мы запоминаем не сказанные слова, а вложенный в них смысл. А смысл устанавливается в процессе интерпретации. Иванов М. В.
«Мусорная скульптура» - произведения, созданные из обломков механизмов, автомобильных деталей, обрывков интернет-сообщений, текстов из компьютерных корзин для мусора, и других аналогичных (аналитических) отходов... |
4 типа определений творчества : бытовое творчество, как выход за рамки существующей системы в самом широком смысле, творчество как создание новых материальных и духовных ценностей , творчество как деятельность и творчество как продукт деятельности . |
Амбивалентный симптом: рассогласованность между уровнем постановки задачи и уровнем ее решения (см. приложение №3, например продукт №12) |
Арт-терапия - психотерапия, основанная на занятиях каким-либо из видов искусства. |
Батарея тестов - исследовательский или психодиагностический инструментарий, который состоит из нескольких тестов, сгруппированных в зависимости от целей и задач исследователя. |
Беседа - метод устного получения сведений от интересующего исследователя человека путем ведения с ним направленного разговора. |
Биографический метод - с греческого «описание жизни» - способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. |
Болезнь «оппонента» - это болезненное состояние, при котором человек предпочитает не творить и не изобретать, так как боится возникающей при обнародовании результатов критики со стороны оппонентов, недоброжелателей и завистников. |
Будущее - время и события, следующие за настоящим. |
Вектор исследования рисков. Людей, способных поставить перед собой задачу, можно разделить на тех, кто ставит конвергентно-ориентированную задачу (около 40% испытуемых), подразумевающую стандартное решение, дивергентно-ориентированную задачу (около 30% испытуемых), подразумевающую оригинальный способ решения, и творчески-ориентированную задачу (менее 1% испытуемых), которая не подразумевает высокую вероятность решения, а скорее задаёт направление, вектор исследования рисков. |
Виды творческой деятельности , которые могут быть представлены тремя основными группами. А) Деятельность по выдвижению принципиально новых решений. Б) Деятельность по детализации, конкретизации, проработке этого нового с целью определения принципиальной возможности его практической реализации. В) Деятельность по воплощению новых идей в жизнь, их объективации в тех или иных материальных формах. Такая классификация творческой деятельности родилась в рамках современного науковедения и относится, прежде всего, к видам научного творчества (фундаментальное, прикладное и техническое знания). Но она, по его мнению, может быть отнесена и к творчеству как таковому. |
Виды человеческой деятельности делятся на творческие (креативные) и нетворческие (репродуктивные). |
Виртуальная реальность - область деятельности, в которой взаимодействие объектов опосредовано техническими средствами. |
Вирус психологический - психологическая программа, осуществляющая манипулятивное воздействие на поведение и деятельность человека и общества. |
Восприятие - форма чувственного отражения действительности в сознании, способность обнаруживать, принимать, различать и усваивать явления внешнего мира и формировать их образ. |
Время - одна из форм (наряду с пространством) существования бесконечно развивающейся материи - последовательная смена её явлений и состояний. |
Гипотеза - это подвергаемое проверке предположение, описывающее возможную взаимосвязь между событиями. |
Гипотеза «Гениальных злодеяний» : при свободе выбора любой творческий продукт будет использован социально не желательно с гораздо большей вероятностью, чем социально желательно. |
Дивергентное мышление - это мышление направленное на порождение множества решений на основе однозначных данных . |
Домашний Кулибин [25] - человек с высоко развитым творческим мышлением, способный производить творческие продукты, но имеющий низкий уровень притязаний и с развитой болезнью «оппонента». |
Закон - это знание, сформулированное в понятиях, следствие закономерных отношений, достоверно (неизменно) выполняющихся при определенных условиях. |
Закон не пересечения полярностей мышления: люди, обладающие творческим мышлением, преимущественно не воспринимают конвергентных задач, поэтому и не могут увидеть их конвергентное решение. Любую задачу они, вероятнее всего, видят и решают как творческую. Люди, у которых преобладает конвергентное мышление, не воспринимают творческие задачи и не видят их творческих решений. Вероятнее всего они решают их как конвергентные, в редких случаях - как дивергентные задачи. При переходных типах мышления у испытуемых наблюдается амбивалентный симптом . |
Интеллект есть способность учиться и решать задачи в условиях неполного объяснения . Интеллект - это то, что измеряется тестами интеллекта (Э. Боринг). Напомним, что интеллект есть способность к адаптации. |
Информационная история. Возможно, тому, чтобы людей, способных производить принципиально новую информацию, было больше, препятствует контроль одних людей над другими, а также стремление к самореализации и саморазвитию производителей информации, то есть скорость появления информации ограничивает скорость потребления, что рождает информационную конкуренцию и информационную историю. |
Информационная конкуренция. Возможно, тому, чтобы людей, способных производить принципиально новую информацию, было больше, препятствует контроль одних людей над другими, а также стремление к самореализации и саморазвитию производителей информации, то есть скорость появления информации ограничивает скорость потребления, что рождает информационную конкуренцию и информационную историю. |
Информация - сведения об окружающем мире и протекающих в нём процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством. |
Исследование - изучение объектов и явлений окружающей действительности при помощи методов. |
История - рассказ о происходящем, о прошлых событиях, которые нами или современниками оцениваются как повлиявшие на ход истории. |
Казус Робертсона. Моррис Робертсон опубликовал в 1888 году роман "Тщетность". В книге рассказывалось о катастрофе крупного трансатлантического лайнера "Титан", который столкнулся холодной апрельской ночью с айсбергом и затонул, унося с собой под воду большое количество находящихся на нем людей. Роман этот был издан, опубликован, продан и забыт до катастрофы "Титаника". А вот после этого "казус Робертсона" попал во все книги по истории техники, во все перечни прогнозов и предостережений, во многие тексты по прогнозированию Будущего. Но ни "Тщетность", ни другие романы Морриса Робертсона никогда больше не переиздавалась. |
Классификация мышления по форме нахождения решений: - активная форма: конвергентная, дивергентная и творческая деятельность; - формально пассивная форма: медитативная деятельность. |
Классификация носителей творчества: - индивидуальные; - групповые, коллективный, общество. |
Классификация прогнозов: - требующий неких приспособлений для прогнозирования или нет; - требующий специальных знаний или нет; - ориентированный на индивидуально-личностный прогноз или на групповой; - пространственно-временная характеристика (где? и когда?). |
Классификация творчества по признакам деятельности: · субъективное, или внутреннее, до выхода из духа, и объективное, или внешнее, - после выхода из духа (В. В. Розанов «О понимании»); · субъективно-индивидуальное (личное творчество, личная инициатива) и субъективно-коллективное (народное творчество); · родившееся вследствие «проб и ошибок» или благодаря когнитивному познанию, в результатах которых не содержится непосредственно исходных предпосылок; · серое и разрешенное. Творчество контролируемое и бесконтрольное. |
Конвергентное мышление направлено на поиск единственно верного результата и диагностируется традиционными тестами интеллекта. |
Констатирующий эксперимент. В прошлом веке основатели психологии смогли сформировать позитивное общественное мнение к тестам и вопросникам. Благодаря хорошему отношению к этим формам исследования общества больше половины психологов современности могут зарабатывать этим себе на жизнь. Например, выборочно рассмотрим батарею тестов Гилфорда. Приведем примеры тестов: Тест легкости словоупотребления: «Напишите слова, содержащие указанную букву» (например, «о»). Тест на использование предмета: «Перечислите как можно больше способов использования каждого предмета» (например, консервной банки). Составление изображения. «Нарисуйте заданный объект, пользуясь следующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, трапеция. Каждую фигуру можно использовать многократно, меняя ее размеры, но нельзя добавлять другие фигуры или лишние». Оригинальность ответов оценивается как минимальная частота встречаемости данного ответа в однородной группе. |
Контент-анализ - метод выявления и оценки специфических характеристик текстов путем регистрации определенных единиц содержания. Наиболее часто применяется в качестве систематического замера частоты и объема упоминаний смысловых единиц в отдельных фрагментах текста или во всей совокупности исследуемых текстов. |
Креативность (заимствование из англоязычной литературы, от лат. creatio - созидание) - деятельностью, направленной на создание субъективно нового. Это понятие обозначают деятельность, выходящую за рамки конвергентного или дивергентного мышления, однако творчество абсолютно, его продукт объективно нов и уникален, а креативность может проявиться в независимо сделанных «параллельных» открытиях и изобретениях (к примеру, тот самый велосипед, который регулярно изобретают еще со времен Леонардо Да Винчи). |
Критерий - с греческого «средство для суждения» - признак, на основании которого производится оценка, средство проверки, мерило оценки. |
Лабораторный эксперимент - разновидность эксперимента, проводимого в условиях специально оборудованных помещений, что обеспечивает более высокую контролируемость зависимых переменных на результат эксперимента. |
Лонгитюдное исследование - длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определять диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла и психологических качеств человека или группы людей. Приверженцы этого подхода считают, что главным методом изучения интеллекта человека, творчества, является не эксперимент, не измерение и даже не опрос на предмет выявления «обыденных моделей», а наблюдение за естественным поведением индивидов в течение длительного времени. |
Медитация - неактивное нахождение каких-либо решений или пребывание вне поиска решений. Решения не ищутся, но периодически сами приходят. |
Метод - путь познания предмета (истины), основанный на гипотезе, состоящий из отдельных этапов. |
Методика, направленная на выявление носителей творческого мышления и прогнозирование появления творческих продуктов. Методика включает три основных компонента: - проективный тест на творческое мышление, задача которого - выявить носителя творческого мышления. - батарея тестов, задача которой - выявить факты, сопутствующие творческой деятельности. Для этого нужно исследовать структуру личности, мировоззрение, уровень притязаний, социальные и семейные данные, наличие творческой жизненной стратегии, «умение держать удар» и т.д. - метод беседы (групповой или индивидуальной). Задача - подтвердить, опровергнуть или уточнить данные проективного теста на творческое мышление. Методика включает следующую батарею тестов: § Тест на уровень притязаний. § Тест на лабильность мышления. § Тесты на дивергентное мышление. § Тест «Кто я». § Биографический тест. § Проективный тест на творческое мышление. |
Методология - способ достижения определенной цели, совокупность приемов и операций практического освоения действительности. |
Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. |
Наблюдение - целенаправленное, организованное и фиксируемое восприятие. |
Навыки, необходимые для творческой деятельности: - на пустом листе бумаги, в пустоте, увидеть или создать нечто; - уметь поставить самому себе задание, оценить результат; - умение осуществленную идею привести в соответствие с рядом критериев: адекватность; новизна; оригинальность; доработанность, изящество и простота, наличие понимания, что в этой идее старого, что нового, понимание, меняет ли полученный продукт существующие методы, традиции, основные принципы или существующую картину мира; - готовность к тому, что социум, оценивая продукт, в первую очередь будет искать в нем старое, а потом уже принципиально новое; - уметь объяснить уникальность своего продукта и соотнести его с тем, что могли сделать другие; - понимание того, что авторство и слава достанутся только одному, тому, кто справится лучше и быстрее всех. |
Наука - выработка системы знаний, их систематизация и построение на этой основе образа мира и способов взаимодействия с ним. |
Объективно-аналитический метод - анализ объектов и продуктов деятельности. Приверженцы этого метода чаще всего исследуют продукты творчества других - творения. |
Опрос - специальный способ целенаправленного получения первичной информации посредством ответов опрашиваемых людей на задаваемые вопросы. |
Основная черта творчества - это выход за рамки системы. |
Парадигма - общепринятая точка зрения, пример, образец. |
Парадокс - мнение, расходящееся с общепринятым, кажущееся, на первый взгляд, невероятным и неожиданным. |
Парадокс неадекватности профессионального языка при практической деятельности. М. Боуэн подчеркивает, что психолог в своей практике сталкивается с широким кругом явлений, часто не вписывающихся в рамки научной логики, имеет дело с психической реальностью, основная сущность которой выражается в непредсказуемости. Все это может нарушить целостность понимания психологом реальности и, следовательно, снизить качество профессиональных действий по отношению к клиенту. Неудивительно, что многие психологи начинают осознавать неадекватность профессионального языка и способа мышления для описания психической реальности. |
Парадокс свободы выбора. Яркой особенностью проведения теста было то, что испытуемые неизменно в начале его выполнения впадали в шоковое состояние, которое длилось от нескольких секунд до нескольких минут. Это явление мы назвали парадоксом свободы выбора. Из интервью с испытуемыми мы выяснили, что им было трудно поставить самим себе задачу, так как они впервые столкнулись с ситуацией, где им предлагалось сделать это полностью самостоятельно, без каких-либо заданных рамок и изначальных данных. В итоге всех испытуемых можно было разделить на две большие первичные категории: людей, способных поставить перед собой задачу, и неспособных. Неспособных около 30% - они либо сдают лист чистым, считая такой результат невероятно оригинальным, либо «списывают» идею у кого-нибудь из соседей. Однако из последующих бесед мы сделали вывод, что это скорее гиперкомпенсация интеллектуальной несостоятельности и неспособность в свободных условиях ставить перед собой интеллектуальные задачи. Людей, способных поставить перед собой задачу, можно разделить на тех, кто ставит конвергентно-ориентированную задачу (около 40% испытуемых), подразумевающую стандартное решение, дивергентно-ориентированную задачу (около 30% испытуемых), подразумевающую оригинальный способ решения, и творчески-ориентированную задачу (менее 1% испытуемых), которая не подразумевает высокую вероятность решения, а скорее задаёт направление, вектор исследования рисков. Людей, способных поставить себе задачи, ответ на которые они не знают, или задачи, подразумевающие открытие, оказалось менее одного процента. Это показалось нам расходящимся с общепринятым мнением и противоречащим здравому смыслу. Если обобщить, выходит, что лишь менее чем один процент людей способны ставить перед собой адекватные, оригинальные, новые и доработанные задачи, а 99,9% людей живут и решают задачи, ответы на которые известны, открыты и поставлены другими. |
Парадокс Станиславского, суть которого в том, как оценить степень творческого, нового, принципиально нового вклада актера в роль. Где грань между конвергентным и дивергентным в деятельности актера? В субъективной оценке трех разных типов экспертов: в самоудовлетворении актера, его катарсической самореализации, в профессиональной оценке его коллег и критиков, в признании у зрителя, публики, журналистов. Какая из этих оценок более значима для самого актера, его творческого успеха и зрительского успеха? Где их мера? В чем критерий этих оценок и его вклад в историю? Где разница между новым, личным вкладом и опытом, историей? Парадокс Станиславского - порождение субъективности оценки человеческой деятельности - проявляет себя в любой нашей деятельности. |
Парадокс творческой деятельности заключается в том, что творчество - это индивидуальная деятельность, а продукт деятельности - коллективный, так как только в сравнении с достижениями предшественников мы можем определить принципиальную новизну полученного продукта. С другой стороны, рождалось бы творчество у нас без внутренней и внешней осознанности, выражающейся в речи? Если вербализация творчества нам необходима для сравнения, то в общем-то, оно социально предопределено, то есть не является творчеством. Значит, творческий продукт должен вызывать появление новых терминов и трудности в восприятии его социумом. |
Писательский запор - временной промежуток, при котором у писателя наступает приостановление творческой деятельности. |
Полевое исследование - исследование посредством изучения деятельности предмета и объекта исследования в естественных условиях. |
Правило - равномерность, однообразность бытия, события или действия, сформулированная в понятиях, но еще не познанная как закономерность. |
Правило интеллектуальной экспансии : любой творческий продукт, который прорвется через защитные барьеры общества, изменит это общество, независимо от того, осознает ли общество этот процесс или нет. |
Правило информационного захвата пространства : агрессивная, негативно окрашенная эмоциональная информация захватывает пространство гораздо быстрее, чем позитивная. |
Правило Монье [26] : если творец не обладает достаточным кругозором, то он не сможет в полной мере осознать свое открытие. |
Правило Джордано Бруно [27] : если творец своим открытием, не важно, ложным или истинным, доказывает обществу то, в чем оно (общество) усмотрит угрозу для целостности своей картины мира, то общество ликвидирует такого творца. |
Проективный тест для исследования творческого мышления. Предназначен для выявления носителей творческого мышления. Чаще всего проводится в три этапа. 1) испытуемым зачитывается инструкция; 2) испытуемые в течении 8 минут выполняют задание; 3) по результатам выполнения теста проводится беседа, групповая или индивидуальная. Групповая беседа проводится в случае, если испытуемые составляют из себя некую группу. Задание выполняется индивидуально, а потом каждый испытуемый пытается доказать группе, что его решение теста достойно наивысшей оценки. Инструкция: «Вот вам лист бумаги и карандаш. Придумайте себе задание и выполните его на пятерку; после выполнения напишите, что в нем нового, что старого, почему вы думаете, что ваш продукт достоин пятерки. Но помните, что пятерку, наивысшую отметку, получит только один из группы - тот, кто справится лучше всех». |
Производитель информации - человек, который производит информацию о принципиально новом продукте: реальном, виртуальном или вымышленном. Таких людей в нашем обществе менее одного процента. |
Психогенетический эксперимент - исследования, позволяющие определить влияние наследственных факторов и среды на формирование психических особенностей человека. Наиболее информативным является метод близнецов. |
Рассогласованность дивергентных способностей и творческих. Человек может находить разнообразные решения одной задачи, видеть её с разных сторон; если такой человек еще и склонен находить принципиально новые идеи, а потом видеть сотни способов их применения в реальной жизни, то такой человек, скорее всего, станет великим изобретателем. Но может случиться и обратная ситуация - это будет рассогласованность дивергентного и творческого мышления. Например, испытуемый обладает уникальной дивергентной способностью к визуальным образам, а творческие склонности проявляет в музыке. Возможно, это даст ему творческий ресурс, а возможно - воспрепятствует, и ему следовало бы начать развивать музыкальную дивергентную способность. |
Самонаблюдение ( интроспекция, от лат. introspecto - смотрю внутрь), наблюдение, объект которого - психические состояния и действия наблюдающего субъекта; основной метод интроспективной психологии (В. Вундт, Э. Титченер и др.). |
Событие - наблюдаемая действительность. |
Социальное давление - форма социальной деятельности, механизм защиты целостности группы, выражающаяся в психологическом давлении на людей со слабо развитым творческим мышлением. |
Способность - особенность личности, являющаяся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. По отношению к творчеству можно сказать, что человек может обладать творческим мышлением, но не иметь творческих способностей, но не наоборот. |
Стоимость творчества. Продукт творчества имеет стоимость , потому что в ее процессе происходит интенсивное расходование интеллектуальной энергии, воли, эмоций, характера людей, вовлеченных в творчество. Расходование рабочей силы в творчестве осуществляется на запредельном уровне возможностей человека, часто приводя к стрессам, срывам, дегрессиям. Продукт творческой деятельности имеет потребительскую стоимость, которая измеряется уровнем добровольной готовности общества платить за него всеми видами ресурсов, вплоть до защиты ее с оружием в руках. |
Суть природы творчества - неоднозначность определения. |
Творение - продукт творческой деятельности. |
Творческая откровенность . Термин введен В. Н. Дружининым в монографии «Психология общих способностей», 2-е издание. «В определенные «кусты» места деятельности, куда тянет собираться, обсуждать работы, беседовать, где обстановка располагает к творческой откровенности, где можно быть «без галстука», во всех отношениях расторможенным и в своей среде». |
Творчество - это деятельность, направленная на нахождение принципиально новых решений «на основе неоднозначных данных», то есть независящее от характера данных (данные могут вообще отсутствовать). |
Теория - интегрированная совокупность принципов, объясняющих и прогнозирующих наблюдаемые события. |
Тест - стандартизированная процедура, позволяющая получить информацию о психических явлениях. |
Тестирование психологическое - метод измерения и оценки психологических характеристик с помощью специальных методик, именуемых тестами. |
Тесты на дивергентное мышление - тестовые задания, направленные на то, чтобы испытуемый проявил дивергентные способности. |
Три золотых правила экспериментатора. Первое: прежде чем обнаружить что-либо новое, не замеченное ранее другими наблюдателями (экспериментаторами), необходимо сначала сформировать новый понятийный аппарат. Второе: объект конкретного исследования диктует метод, адекватный его изучению. Третье: теория определяет, что именно можно наблюдать. |
Факт - совершившееся событие, достоверно доказанное эмпирическое знание, зафиксированное в форме научного высказывания. |
Формирующий эксперимент. Чаще всего приверженцы этого подхода проводят свои исследования на дошкольниках. Они считают, что чем старше становится ребенок, тем меньше возможности реализовать формирующий эксперимент, контролировать жизнедеятельность ученика в школе уже практически невозможно. Приведем экспериментальный пример события, в рамках формирующего эксперимента, представляющего собой неожиданное разрешение проблемы: «Злая колдунья похитила принцессу, принцесса оказалась еще злее и сбросила колдунью с метлы во время полета». Уверен, что если обсуждать и играть в эту игру не только с дошкольниками, но и со взрослыми пару недель, то потом можно только «удивляться» вместе с авторами формирующих материалов, почему дети начинают демонстрировать агрессивное поведение. В 1994 году, исследуя становление ментальной картины Средневековья у дошкольников, встретился с результатами работы . |
Эволюция - процесс постепенного непрерывного количественного и качественного изменения. Эволюционное учение - учение о происхождении и развитии жизни на Земле. |
Эксперимент - с латинского переводится как «проба», «опыт» - один из основных методов научного познания. Отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта. Эмпирический метод планомерного наблюдения, комбинация и изменение условий с целью изучения причин возникновения явлений и закономерностей. |
Этические принципы научных исследований в области психологии - не нанесение ущерба объекту исследования, компетентность исследователя, его непредвзятость, конфиденциальность результатов исследования. |