Серавин А. И. Исследование творчества >> С чего начинается творчество

 

Изгиб гитары желтой ты обнимешь нежно,

Струна осколком эха пронзит тугую высь.

Качнется купол неба, большой и звездно-снежный...

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались

Олег Митяев «Как здорово»

 

Пять лет назад мы с Николаем Костицыным поехали на конференцию по психологии в Киев. Деньги у нас были только на проезд, поэтому поначалу мы питались яблоками из сада напротив гостиницы. Костицын на конференции прочитал доклад о творчестве «С чего начинается творчество?..», где были одни вопросы. На мой взгляд, выдержки из доклада могли бы послужить прекрасным введением к моей книге.

«С чего начинается творчество? Какие силы приводят в движение креативность, человеческую способность создавать что-то новое и оригинальное? Какие механизмы психики задействованы в процессе генерации новых идей? ...Правомерно ли называть творчеством любой выход за рамки стереотипов мышления и поведения, или же стоит выделить и разрушение как дополняющую созидание форму преобразования мира? По каким критериям нужно оценивать конструктивность преобразования мира? ...Где разница между оригинальностью и неадекватностью? Возможно ли начинать творить, не обладая достаточным набором знаний, умений, навыков в данной сфере деятельности? Что препятствует творчеству больше: боязнь социальных санкций за ненормативное поведение, отсутствие творческого примера для подражания или неудовлетворенность базовых нужд человека? А может, все дело в окружающей среде: скудной, однообразной, без набора проблем и задач различной степени сложности? Будет ли именно обнаружение новой проблемы началом творчества или необходимо еще поставить задачу на ее самобытное решение? Какие чувства сопровождают постановку и решение «задач для себя»? Всегда ли творчество возникает как реакция на неопределенность среды? ...Чем является человеческая способность творить: довеском к способностям адаптироваться или следующим уровнем развития этих способностей? ...Как определить ту грань, после которой развитие творческих способностей будет наносить вред, как самому их носителю, так и природно-социальной среде? ...Какое воздействие оказывают результаты творческого труда на мировоззрение и самоощущение творца? Как изменяется отношение таланта к плодам своего труда после начала их общественного обсуждения? ...Почему с помощью творчества одни люди пытаются обрести себя, а другие - выйти за свои пределы? ...Какие потребности побуждают человека творить? ...Какую специфику творчеству одного человека придает соперничество с талантами в той же области? ...И, наконец, что вам мешает прямо сейчас ответить на все эти вопросы, осознать наличие в себе творческого потенциала и приступить к его реализации?»

 

 

Содержание

 


 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru