Бианки В. А., Серавин А. И. Прогностические очерки практики выборов... 4.2. Взаимовлияние антирейтинга партии и результата кандидата

Результаты наших социологических и психологических исследований показывают, что антиэлекторат (то есть та часть избирателей, которые ни при каких условиях не проголосуют за ту или иную партию) у большинства партий высок (это касается преимущественно известных партий). Учитывая прогнозируемую поляризацию политического пространства, предположим, что к выборам весны 2007 года значения антирейтинга достигнут верхних границ сегодняшних показателей. Конечно, важно понимать, что антирейтинги партий, как и любые другие рейтинги, имеют значение преимущественно в разрезе уровней активности избирателей - отдельный антирейтинг партий в целом, отдельный для тех, кто твердо собирается идти голосовать.

Для анализа можно использовать «жесткий» антирейтинг (например, ответы на вопрос: «За кандидата от какой из партий вы точно не проголосуете, даже если он будет симпатичен вам лично?», один ответ) и «мягкий» антирейтинг (например, ответы на вопрос: «За кандидата от каких из партий вы бы не стали голосовать?», несколько ответов).

По нашим оценкам, практически для всех основных партий (хотя следует ожидать активной федеральной раскрутки и новых партий) будет наблюдаться тенденция влияния антирейтинга партии на рейтинг кандидатов. Несмотря на то, что такое влияние вряд ли приведет к «съеданию» уровня поддержки кандидата более чем на 10-15%, это может заметно повлиять на результаты партий (особенно «сильных», и, прежде всего, «Единой России»).

В принципе, данный эффект можно было бы нейтрализовать, если заниматься продвижением практически исключительно кандидатов, а не партий. Но, скорее всего, основные полномочия будут аккумулированы в аппаратах партий, перед которыми будет стоять задача не только успешных выборов в Законодательное собрание, но и раскрутка партии перед выборами в Госдуму, - а это значит, что партийным брендам будет уделено как минимум не меньше внимания, чем отдельным кандидатам.

Сейчас в регионах иногда фиксируется «усталость» избирателей от однообразия предложения на «партийном рынке». Это может привести к резкому взлету новых партий (вспомним «Родину» в 2003 году).

Содержание

 


 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru