Бианки В. А., Серавин А. И. Прогностические очерки практики выборов... 3.1. Интересы и стратегии основных типов игроков

На политическом поле будут заметны действия следующих игроков: партии, администрации области и районов, профсоюзы, местный бизнес, крупные экономические структуры, желающие заработать граждане, действующие депутаты местного самоуправления, амбиционные граждане, местная элита.

o        Партии. Мотивация участия партий заключается в предчувствии передела политического влияния на местах, возможного полного вытеснения «правых» и усиление тех, кто захочет дать бой на будущих федеральных и президентских выборах. Ряд партий («Родина», «Единая Россия», ЛДПР) уже высказали намерение выставить своих кандидатов по всей области, но на данный момент они проявляют свой интерес только в некоторых МО II уровня, и у них нет ни средств, ни влияния, чтобы организованно провести работу по всей области. Партии получают шанс создать реальную подструктуру партии в каждом населенном пункте. Например, в «Единой России», на очередном заседании политсовета РО партии, были обсуждены вопросы подготовки к выборам в органы местного самоуправления. Единогласно принято решение о созыве 09.08.05 внеочередной конференции регионального отделения партии, которой предстоит выдвинуть кандидатов от «Единой России» в будущие органы МСУ области. Представители «Единой России» заявили, что они намерены получить не менее половины мест в органах МСУ. Выдвижение кандидатов будет осуществляться тайным голосованием. Подготовку к выборам в органы местного самоуправления «единороссы» ведут уже несколько месяцев: ими проведено обучение партийного актива (140 активистов, секретари первичных и местных отделений партии, руководители местных исполкомов в ходе семинаров, состоявшихся в Тихвине, Гатчине, Выборге, Подпорожье, Сланцах и Шлиссельбурге, прослушали соответствующие курсы).

o        Профсоюзы . Председатель избирательной комиссии Ленинградской области Владимир Журавлев и лидер региональных профсоюзов Владимир Дебрин подписали бессрочное соглашение о взаимодействии. Профсоюзы - единственная общественная организация, которую работодатель не вправе запретить на своем предприятии, и единственная организация на «рабочих местах». Лидер региональных профсоюзов заявил, что они планируют выставить кандидатов на выборах в органы МСУ. Власти приобрели сильного партнера, но пока, к сожалению, перспективы этого сотрудничества непонятны, так как методы работы профсоюзов будут, вероятно, во многом схожи с административным давлением.

Ø      Районные администрации будут участвовать, так как для них это возможность хотя бы частичного сохранения власти. С привычной властной работой расстаться невероятно сложно. Очевидно, произойдет некий передел местной власти между административными кланами. Кроме того, расширяются возможности в сфере продажи муниципальной собственности. Важная характеристика стратегии большинства районных администраций - это неинформирование населения о её сути. Все местные администрации начали подготовку к предвыборной кампании. Главы районов и «сельсоветов» пойдут на выборы как рядовые кандидаты МО I уровня, рассчитывая впоследствии быть избранными главой МО I уровня, а потом, возможно, и II . Стремление нынешних глав исполнительной власти МО избираться как глава представительной власти вызвано тем, что на данный момент непрогнозируема возможность назначения главой исполнительной власти, а также его функции, возможности и ответственность. Поэтому главы пойдут в МО I уровня, для того чтобы, став главой представительного собрания, потом, когда появится ясность, попробовать занять, если это будет необходимо, пост главы исполнительной власти. Опасный момент для действующих глав районов и сельсоветов - выдвижение по одномандатному округу. Это идеальная возможность для их противников значимо повлиять на их карьеру в будущем, не дав главе избираться в округе, по которому он пойдет, наняв для этого команду специалистов. В случае неизбрания они теряют не только пост депутата МСУ и шанс занять пост главы представительной власти МО, но и многократно снижается для них вероятность назначения главой исполнительной власти. Возможно, это станет отдельным направлением работы технологов, так что главам администраций нужно быть очень аккуратными в выборе МО для избрания. Нечто подобное происходит в той ситуации, когда лидеры партий проигрывают выборы по одномандатному округу Госдумы, - после этого они чаще всего становятся «политическими трупами».

o        Администрация

Ленинградской области готовит своих кандидатов на посты всех глав администраций МО I и II уровня и будет принимать активное участие, так как не желает терять контроль над ситуацией на местах.

o        Местный бизнес будет участвовать в данной избирательной кампании, будучи заинтересованным, прежде всего, в муниципальных заказах и участии в принятии решений по муниципальной земле. Можно было бы ожидать, что представители местного бизнеса снизят меру своего участия, так как быть избранным главой будет маловероятно при непонимании механизмов реформы. Однако останется шанс принять устав МО с правилами, фактически лишающими главу МО и главу администрации МО возможностей распоряжаться имуществом и землей МО, а возможно - сделать эти должности выборными (например, через четыре года) и впоследствии снова переписать устав. Кроме того, интерес бизнеса будет заключаться и в возможной скупке муниципальной собственности. Сейчас по области идет стихийное формирование местного бизнеса в группы и «комитеты общественного признания» для выдвижения на выборы в органы МСУ. Во многих районах местные бизнесмены уже объединились в группы и будут совместно вести кампанию, хотя такие союзы не очень надежны, так как на данном этапе нет определенности относительно того, кто из них будет возглавлять МО. Соответственно, высока вероятность конфликтов на этой почве после избрания. Также увеличивается возможность влияния внешних игроков, которые, воспользовавшись внутренними конфликтами среди избранных бизнесменов, смогут добиться выбора своего главы МО. Сейчас в Ленинградской области складывается ситуация, при которой участие в избирательной кампании примут не крупные экономические структуры, и даже не региональные, а муниципальные предприниматели, которые смогут выставить кандидатов на выборы в октябре. Поэтому, вероятно, в большинстве округов депутатский корпус будет сформирован из муниципальных предпринимателей и их ставленников.

o        Граждане, стремящиеся заработать, заинтересованы в избрании, так как депутаты по существующему закону смогут сами назначать себе размер заработной платы, компенсационных выплат и т.д. По некоторым МО I уровня ожидается массовое выдвижение такого рода неорганизованных кандидатов.

o        Действующие депутаты местного самоуправления останутся в игре, так как им психологически труднее всего расстаться со своими мандатами, в особенности, когда появляются возможности на этом хорошо зарабатывать.

o        Амбиционные граждане заинтересованы потому, что участие в местной истории для них - интересное времяпрепровождение; не менее важна для них и возможность заработать. Отличительной чертой таких людей является стремление к публичности и известности, пусть даже в ущерб реальному политическому весу и доходам.

o        Крупные экономические структуры снизят меру своего участия в предстоящей избирательной кампании, так как глав МО избирать не будут, но, как всегда, можно будет попробовать договориться с теми, кого назначат. Можно предположить, что низкая степень прямого участия крупного бизнеса в местных выборах определяется некими договоренностями с областными властями. Кроме того, крупный бизнес заинтересован в возможности приобретения муниципальной собственности, в частности выкупе земельных участков, на которых расположены предприятия. При этом один из определяющих факторов малой вовлеченности - неясность по поводу сроков ввода реформы.

Содержание

 


 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru