Партстроительство в России. Личностные ресурсы лидеров

Относительно личностных ресурсов лидеров региональных отделений партий преимущественно можно высказать лишь негатив.

Наиболее интересно рассмотреть две темы: соответствие групп поддержки партии и лидера и поддержка партии общественными лидерами.

Относительно проблемы соответствия партии и лидера в открытом доступе достаточно много данных исследований и материалов СМИ, поэтом прокомментируем кратко. По нашим оценкам, зачастую лидер, обладающий заметным ресурсом поддержки населения, дает своей партии не очень большое увеличение числа сторонников, так как его электорат и электорат партии не полностью пересекаются. При этом нам известно, что, как правило, переговоры о лидерстве в партии вообще не включают в качестве одного из факторов принятия решения исследование адекватности лидера партии. А такие исследования могут позволить ответить на вопрос, насколько избрание того или иного человека лидером партии размоет образ этой партии, какую часть электората партия потеряет, а какую дополнительную долю массовой поддержки принесет лидер партии.

Второй принципиальный вопрос - использование в партстроительстве и парткампаниях общественных фигур: людей искусства, ученых, общественных деятелей, работников СМИ. Примеры Евдокимова, Алферова, Буратаевой и многих других говорят о том, что подобные технологии используются, но нам представляется, что недостаточно рационально. Во-первых, существует та же проблема, что и с выбором лидеров, а во-вторых, зарубежные примеры показывают, что общественные фигуры модно использовать не только как «картинки», то есть бренды, но и то, что многие из них могли бы быть реальными лидерами в силу своих уникальных психологических качеств, опыта публичности, высокой известности и т.п. Лидер - понятие далеко не только «картиночное». Пресловутая харизматичность - именно она делает политика лидером. Пример американских актеров Джонни Деппа, который продавал ручки по телефону за 25 долларов в неделю, Мела Гибсона, который показывал пантомимы на улице, и Рональда Рейгана показывает, что зачастую потенциал человека раскрывается в новой сфере достаточно поздно. Нам кажется очевидным ходом для партий проведение целенаправленного поиска публичных лидеров среди реализовавших себя людей, которые обладали бы необходимыми качествами. Пример того же Шварценеггера говорит о необходимости поддержки политическим кланом или партией человека, обладающего качествами харизматического лидера.

Еще одним, менее типичным для Запада, но вполне очевидным для России типом людей, из которых могут выйти заметные политики, являются «дети тяжелой судьбы».

Содержание

 


 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru