Партстроительство в России. Финансовые ресурсы

Мы выделяем пять основных моделей финансирования региональных отделений, каждая из которых определяет особенности политической позиции РО:

1) Через распределительный центр. (Например, администрация региона указывает группе лояльных бизнесменов размер необходимых взносов. При этом бизнесмены не получают прямого влияния на партию).

2) Напрямую из одного источника. (Это ситуация «выкупа» регионального отделения).

3) Напрямую из нескольких источников (Чем больше таких источников, тем независимее региональное отделение, но так как это приводит к уменьшению влияния каждого источника, то широкой коалицией РО финансируется редко. Узкая коалиция - до 5-7 источников - часто приводит к ссорам).

4) «Народное» финансирование. (Самая нераспространенная в России модель. Подразумевает финансирование РО партии за счет партийных взносов и пожертвований рядовых партийцев).

5) Через федеральную партию. (Есть основания предполагать, что это станет одним из самых популярных механизмов финансирования, вплоть до полного запрета на поиск региональных источников средств без одобрения федерального центра).

Также следует упомянуть еще три особых типа источников средств:

- государственное финансирование партий (касается только партий, прошедших в парламент, и к финансированию РО отношения не имеет);

- финансирование из-за рубежа (также касается преимущественно федеральных партий);

- политическое предпринимательство - продажа мест в партийных списках, продажа голосов фракций, публичная поддержка одной из сторон бизнес-конфликта (крайне редко доходы достаются именно региональному отделению, как правило, - конкретным персонам).

 

Согласно нашему опыту, существуют следующие мотивы финансирования бизнесом регионального отделения партии и выборов:

- лоббирование локальных интересов (например, получение конкретного выгодного контракта или земельного участка);

- давление на власть (позиционирование в качестве политической силы для возможности последующего торга);

- попытка захвата власти (с целью перераспределения ресурсов);

- «месть власти» (когда целью является преимущественно не достижение собственных интересов, а лишение власти возможности удовлетворить свои интересы);

- самореализация (личные амбиции);

- реализация общественных амбиций (в том числе религиозность);

- репозиционирование себя как игрока, вышедшего на новый уровень;

- демонстрация лояльности власти/покровителям;

- демонстрация уважения лидеру РО партии;

- диверсификация рисков (например, с подачи главы администрации региона финансируется «Единая Россия», а для подстраховки - также еще 1-2 партии).

 

Самостоятельное финансирование партии как позиционирование общественного интереса в современной России (по крайней мере, в тех нескольких десятках регионов, где авторы работали) не наблюдается.

Один из очевидных путей решения проблемы - легализация источников финансирования. Однако, так как пресечение финансовых потоков - наиболее результативный способ административного давления на политические силы, ожидать активных действий в данном направлении пока невозможно.

На сегодняшний день ключевым ресурсом, позволяющим радикально снизить стоимость партийной кампании, нам видится процесс партстроительства с упором на симпатизантов. Кроме того, это приведет к более равномерному распределению финансирования во времени, в отличие от действующей модели, по которой более 90% финансовых поступлений приходится на партийные политические кампании.

Содержание

 


 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru